21.07.2018
Установка вариатора УОЗ на Chevrolet Aveo T250, двигатель 1.5.Зачем нужен вариатор? Информации много, повторяться сильно не хочу. Вкратце: скорость горения газовой смеси меньше скорости горения бензовоздушной смеси, причем, чем беднее смесь, тем скорость ниже. Это приводит к тому, что выпускные клапаны начинают открываться, а газовая смесь еще может гореть. При этом идет большая тепловая нагрузка на тарелки клапанов, они перегреваются и могут выйти из строя.
Выбор пал на вариатор производства Microluch. Почему он? Потому что все легко подключается и потому что все легко настраивается через компьютер.
Итак, был куплен вариатор 3DInd (на Aveo 1.5 индуктивный ДПКВ) с проводкой, комплект. Цена 944 грн.
Диагностический кабель.Его подключение к ПК производится кабелем STAG. Такой кабель у меня был в наличии, но не было разъема для подключения к вариатору. Зато такой разъем отлично вырезается из разъема питания материнской платы неисправного блока питания компьютера. Этого добра у меня хватает, поэтому проблем не возникло.
Теперь встал вопрос: как подпаять этот разъем к кабелю. В интернете смотрел фотки, фотоотчеты, фото переходников. Зарисовал для себя схему распайки. Но информация из интернет была разноречивая и практически вся – неправильная. Перед тем, как паять и подключать, я включил зажигание и проверил где на диагностическом разъеме STAG 4+ находится «+12В» и масса. «Rx» и «Tx», даже если и будут перепутаны, ничего страшного: просто не будет связи и надо будет поменять их местами.
Итак, вот схема подключения, которая 100% работает на кабеле STAG (разъем для диагностики Microluch с маркировкой контактов, разъем диагностики STAG, распайка кабеля) (правильно: 5 и 8 описаны со стороны кабеля):
Определение распайки датчиков: датчик распредвала (датчик фаз или ДФ) и датчика положения коленвала (ДПКВ).По сложившейся традиции, с распиновкой в интернете опять нашутили. Но есть простой и эффективный метод определения.
Датчик положения коленвала.
У Aveo 1.5 он индуктивный, с экраном. Находится под масляным фильтром. Между масляным фильтром и катушкой есть разъем датчика. На фото видна маркировка контактов и заводской номер ДПКВ:
Включаем зажигание, но двигатель не заводим. Вытаскиваем из разъема хвост датчика и прозваниваем датчик. На контактах 1—2 шлейф 545 Ом. Это и есть сигнальные провода. Третий контакт – экран. Как подключать, написано на фото ниже. Если сигнальные провода перепутаны, то на осциллографе в программе это будет видно и провода надо будет просто поменять местами.
Датчик распредвала или датчик фаз.
Согласно таблицы на сайте производителя прибора, ДФ подключать на Aveo 1.5 надо. Разберемся где какой контакт. Включаем зажигание, но двигатель не заводим. Вольтметром определяем где что находится:
Управление газ-бензин.
Пока проводку не резали, а только определили места подключения, поэтому заводим двигатель, дожидаемся перехода на газ и меряем напряжение на контактах электромагнитного клапана редуктора сначала когда двигатель работает на бензине, а потом – когда двигатель работает на газе. Таким образом, определяем, что при переходе на газ на синем проводе электромагнитного клапана редуктора появляется +12V. Это и есть место подключения синего провода проводки Microluch.
Итак, с местами врезки определились, начинаем процесс.
Подключение проводки вариатора.Дожили до этого пункта, прекрасно. Снимаем минусовую клемму от АКБ и начинаем монтаж согласно прилагаемой инструкции. На самом деле, в присланной посылке был только вариатор, проводка и заглушка вместо вариатора (на тот случай, если вдруг вариатор вышел из строя, а ехать надо). Вся документация, программа прошивки, бинарник самой прошивки скачивается с сайта производителя в виде одного архивного файла. Практично. Итак, распечатываем 2 инструкции: монтаж и описание программы настройки. Берем первую инструкцию «Монтаж» и производим монтаж.
1. Проверить тип ДК. Проверили (выше уже написано).
2. Определить место врезки вариатора в проводку. Определили (выше уже написано).
3. Определить место установки вариатора. Определил: возле газомозга.
4. Проверить проводку перед установкой. Проверил.
5. Определить тип прошивки и полярность подключения. Тип прошивки для Avoe 1.5: 3Dind_602_(rc4m3bd).BIN – есть в таблице и на сайте, и в скачанном архиве. Полярность подключения была указана выше.
6. Подключение экранированного кабеля и оплетки экрана. При укладке кабеля надо выбирать его прохождение так, чтобы он был подальше от катушки зажигания и от проводов газомозга. От катушки зажигания насколько было возможно, провод отдалил, а, как показала практика, от проводов газомозга помех не обнаружено.
Перерезаем сигнальные кабели на разъеме ДПКВ и подключаем по следующей схеме (в инструкции есть схема, полярность подключения определена выше):
Контакт | Цвет провода на авто | Цвет провода на Microluch |
1 | Синий с белой полосой к ДПКВ | Желтый |
1 | Синий с белой полосой к ЭБУ | Коричневый |
2 | Желтый к ДПКВ | Белый |
2 | Желтый к ЭБУ | Зеленый |
3 | Черный | Экран (оплетка) |
7. Подключение плюса питания вариатора.
Здесь я подключился к кабелю управления на ГБО: для проводки STAG 4+ это красный с черной полосой в косе с кнопкой и датчиком уровня. Я его подключал ранее на провод ACC автомобиля. Я так думал, что это ACC. По крайней мере, на том проводе при включении зажигания питание появляется. На самом деле, провод ACC – коричневый, чуть выше. Но он нам тоже не поможет, т.к. и на том и на другом при запуске стартера питание пропадает. А вариатор должен работать, т.к. не будет сигнала от ДПКВ, а это, фактически, единственный датчик, без которого двигатель работать не будет. Забегая вперед, скажу, что я сначала подключился к желтому проводу, затем нашел где находится ACC и переподключился к нему. Но двигатель завести не получилось. Еще, в придачу, высветился Джеки чан, т.е. Chek Engine: замыкание ДПКВ на массу. При этом, поставив вместо вариатора заглушку, двигатель завелся и работал стабильно. Неисправность вариатора или не та прошивка? Возможно. Если бы не пропадание свечения индикатора вариатора при прокрутке стартера. Значит, все дело в питании вариатора.
Это все определилось только при снятии колодки с замка зажигания. На всякий случай, приведу фото здесь.
Это фото – со стороны замка, т.е. это та часть, которая крепится на замке и производит коммутацию при повороте ключа.
Соответствие по цвету проводов в разъеме – в таблице ниже:
Название контакта | № контакта (условно) | Цвет провода на колодке |
IG2 | 1 | Оранжевый |
B1 | 2 | Красный с черным (+12V вход) |
ST | 3 | Желтый |
IG1 | 4 | Розовый |
B2 | 5 | Толстый Красный с черным (+12V вход) |
ACC | 6 | Коричневый |
Опытным путем было выявлено, что в разных положениях ключа коммутация следующая:
0 – ключ не повернут
1 – ключ чуть повернут, закорочены контакты: 2-6
2 – включено зажигание, закорочены контакты: 2-4-6, 1-5
3 – запуск стартера, закорочены контакты: 2-4, 3-5
Таким образом, при включении зажигания и при запуске стартера остается под напряжением контакт 4, поэтому подключаться надо к нему, т.е. проводу «IG1». Он находится там же, на фото с указанием ACC видно.
7а. Подключение общего провода. Будет в п.10.
8. Подключение синего провода – управление газ-бензин. Рассмотрено в самом начале при определении распайки ДПКВ и ДФ.
9. Подключение желтого провода. Необходимо для реализации карты 3D, с зависимостью опережения УОЗ не только от оборотов, но и от нагрузки. Пока не делал, можно обойтись и без него.
10. Подключение датчика распредвала (ДФ).
Зачищаем общий провод на разъеме ДФ (2, оранжевый) и подпаиваем к нему черный провод Microluch из п.7а.
Разрезаем сигнальный провод (1, голубой с черной полосой) и подпаиваем провода от Microluch: в сторону датчика – белый, а в сторону ЭБУ – зеленый.
11. Наконец, дошли до него. Настройка.
Подробно написано в отдельной инструкции, поэтому повторяться не буду. Дополнение:
Тип прошивки для Avoe 1.5: 3Dind_602_(rc4m3bd).BIN
Галочка на «Газ 2D», т.к. желтый провод не подключали.
Бензин оставили без коррекции.
Шкала оборотов 3D – не важно, т.к. желтый провод не подключали, но поставил в среднее положение.
Желтый – не подключен.
Синий – включение коррекции плюсом.
Скорость нарастания угла – медленная (по рекомендации производителя).
Скорость падения угла – быстрая (по рекомендации производителя).
Пока выставил углы по рекомендации производителя:
0-1000 0
- 3500 8
- 4000 7
- 4500 6
- 5000 5
- 5500 4
По осциллографу проверил, что вариатор работает, при этом сигнальный светодиод на низких оборотах мигает, а при оборотах свыше 1000 – светится постоянно.
Итог: по субъективным ощущениям пропали провалы на малых оборотах (1000-1500) и ехать стал, как на бензине. Значит, работа проделана не зря. Еще надо со временем накатать газовую карту и немного ее скорректировать.
11.08.2018. Попытка поставить авто на сигнализацию с основного брелока (который с экраном) ни к чему не привела. Симптомы следующие: при постановке на охрану и снятии с охраны а также при срабатывании охраны на брелок информация поступает, но автомобиль не реагирует на брелок. Т.е., в системе он есть и прописан, но, как будто вышел из строя передатчик. Странно, ведь брелок не падал, не бился и лежал все время в сумке. Периодически на нем могли нажиматься клавиши, в т.ч. вдали от авто. В инструкции к сигнализации написано, что если было более 30 таких нажатий, то брелок может «потеряться». Путем нажатия 2 раза вблизи авто на клавишу постановки на охрану в течении 1 секунды брелок снова синхронизируется. Но не в этом случае. Пришлось прописывать брелоки заново. После этой процедуры все заработало в штатном режиме.
25.12.18. Пробег 43899 км, переобуваемся на зиму.
02.01.19. Пробег 44289 км, замена водительского удостоверения и свидетельства о регистрации транспортного средства в связи с тем, что ФИО владельца в английской транскрипции не совпадают с данными в иностранном паспорте.
Надеюсь, было полезно и интересно. Продолжение следует.