Наверное, вряд ли найдется хотя бы один иностранец средних лет, который ничего бы не знал о СССР. Советский Союз оставил свой отпечаток едва ли не в каждом уголке Земли, где и сегодня можно встретить советские авто
Причем где-то там, вдали от стран бывшего Союза, они могут стоить куда дороже новых машин. Почем советская авто-классика за рубежом, и какие модели пользуются у иностранцев наибольшим спросом, разбирался АвтоПортал.
ВАЗ
Еще при существовании Советского Союза ВАЗ активно экспортировал свою продукцию даже в очень отдаленные точки мира. Одной из самых насыщенных Ладами страной была и является Куба. Много ВАЗов также в Египте и Германии. Поговорим о последней.
Германия - одна из тех стран, жители которой знают толк в автомобилях. Тем не менее, немцы до сих пор питают слабость к Ладам. Так, в Германии можно найти отреставрированные ВАЗ-2101, ВАЗ-2103 и ВАЗ-2106 по цене 5000-8000 евро.
Помимо классических «Жигулей» в отличном состоянии время от времени на немецких сайтах по продаже авто всплывают «боевые» Лады. И это не шутка. Например, вот этот экземпляр со 122-сильным мотором, каркасом безопасности и сиденьями-ковшами продается за 6900 евро.
Несмотря на солидный возраст «Нивы», эта модель по-прежнему неплохо продается в Германии. Причем есть предложения по машинам без пробега, да еще и с полным «обмундированием». В частности, немцы активно используют российский внедорожник для... уборки снега, мусора и пр. Но это не значит, что такие «Нивы» стоят дешевле грибов. Наоборот - 20 000 евро!
Теперь поговорим о ВАЗах в США. В Соединенных Штатах есть отдельные клубы, посвященные любителям «Жигулей». В Америке старые Лады стоят относительно дорого - есть авто за 3-5 тысяч долларов, правда, в не самом лучшем состоянии. Однако, иногда здесь выставляют их за «космические деньги». Примером тому является эта LADA 1984 VAZ 2105 Turbo Unique, как назвал ее продавец. За свою Lada Riva (так в США называют ВАЗ-2105) он запросил $30 000!
За эту сумму в Америке можно купить новый Mustang, VW Passat или б/у Hummer. В комментариях к объявлению продавец назвал свой лот уникальным «квадратным седаном» («boxy sedan»), который оснащен турбированным двигателем и 5-ступенчатой «механикой» от Fiat Spyder. Сиденья - от Lexus SC 430, а диски якобы были сделаны по спецзаказу.
ГАЗ
Самой распространенной (и при этом рентабельной при продаже) моделью ГАЗа за границей является Волга. ГАЗ-24 стоит зачастую недорого, а вот стоимость ГАЗ-21 в отличном состоянии может доходить до $20 000 в США или до 15000-20000 евро в Европе.
Стоит отметить, что преимущественно 21-е Волги неплохо продаются и покупаются в Британии. Не в последнюю очередь по той причине, что когда-то в Королевсте был дилер ГАЗа Thomson & Taylor, который продавал на местном рынке особые версии Волг. Разумеется, с правым рулем. Но такие машины большая редкость и они действительно почти на вес золота, потому что таких авто было продано в Британии всего 15 штук. Лишь об одной известно, что она дожила до наших дней. Сейчас этот автомобиль поддается тщательной реставрации - для продажи на аукционе.
Значительно реже за рубежом встречаются такие модели, как ГАЗ М-20 («Победа») и внедорожные ГАЗы. Цены на них могут варьироваться от 3000 долларов до... зависит от фантазии продавца. Например, вот эта «Победа» была продана за 6000 долларов.
К слову, нередко на страницах зарубежных сайтов по продаже классических авто можно увидеть объявления от наших соотечественников, предлагающих советские раритеты якобы с богатой историей (хотя частенько это просто легенда) и, как результат, за очень немалые деньги. В основном о месте пребывании машины в Украине можно понять или по e-mail, или по приписке «location: Ukraine». Пример тому - данный экземпляр.
ГАЗ «Чайка». За этот автомобиль в зарубежных странах просят абсолютно непредсказуемые суммы. Если «Чайка» первого образца, а такие изредка встречаются за границей, цена может доходить до 100 000 долларов (иногда больше). «Чайку» 80-х годов можно приобрести раза в два дешевле. Например, вот этот автомобиль 1985 года продается в Праге за 36 000 евро.
ЗАЗ
Автомобили Запорожского автозавода за рубежом явно не на вес золота, но в таких странах как Бельгия, Латвия, Литва и Германия есть немало поклонников и «горбатых», и «мыльниц».
Если машина действительно в хорошем состоянии - 4000-5000 евро за нее вполне реальная цена. Причем она может быть одинаковой, независимо от года выпуска модели
В Америке тоже есть почитатели «Запорожцев». Видимо, потому что их здесь нет... стоят они там немало. Для понимания достаточно посмотреть эту переписку, начатую с текста «I have 2 models of ZAZ 965 and 968 ZAPOROZHETS red and gray. I am the only one in USA to have these. They are for sale for the right price. Please don't low ball me because i will not respond. Please serious buyers only. Remember it is nearly impossible to bring them here»:
ЗИЛ/ЗИС
Для удачной реализации этих авто предприимчивые продавцы используют самые вычурные высказывания об СССР, вспоминают Сталина, Ленина, Брежнева и пр. Цель - убедить потенциального покупателя, что он приобретет не большой кусок железа, а воплощенную в металле историю. Отсюда и цены, сопоставимые со стоимостью суперкаров...
При продаже этого ЗИЛа 41052 1989 года выпуска основной упор в объявлении сделан на завод Лихачева, Бориса Ельцина и уникальную капсулу безопасности. Автомобиль находится в Лос-Анджелесе. Цена - 990 000 долларов!
В 2010-м году на сайте интернет-аукциона JamesList «всплыл» якобы принадлежащий Сталину ЗИЛ ЗИС-110 1949 года, прозванный «советским Роллс-Ройсом». Его реставрировала финская компания, которая, собственно, и выставили на продажу уникальную машину. Известно, что она нашла покупателя, но сколько он заплатил за авто - информации нет.
ЛуАЗ
Продукция Луцкого автозавода горячо любима в Венгрии, Британии, Польше, Чехии, Германии, Латвии, Литве и т.д. Изредка ЛуАЗы встречаются в продаже и за океаном. Существуют сайты по продаже запчастей, инструкций и самих автомобилей. ЛуАЗ 969 стоит в странах ЕС порядка 2000-5000 евро.
Водоплавающая модификация обойдется дороже. В ЕС цены на ЛуАЗ 967 могут составлять 3000-8000 евро, в зависимости от состояния. В США - около 10-13 тысяч долларов за авто в отменном состоянии.
УАЗ
Военные внедорожники УАЗ можно встретить и в США, и в Британии, и в Германии, и в странах Африки. Наибольшее число поклонников, помимо стран постсоветского пространства, числится в Британии. Здесь даже есть клуб любителей военной российской техники. В Штатах также есть сайт, посвященный владельцам УАЗов.
Британия. 2750 фунтов-стерлинго
Германия. 6300 евро
США. ГАЗ-69. От 10 000 до 20 000 долларов за авто в отличном состоянии
Есть за границей и очень-очень ярые поклонники УАЗа по прозвищу «Буханка» (УАЗ-452/УАЗ-3741). От этого автомобиля «сходят с ума» жители Японии. Уверены, многие из вас даже видели сюжеты по ТВ о моде на УАЗы в Стране восходящего солнца, но мы расскажем больше. С учетом пошлин и налогов, «Буханка» обходится японцам в 40 000 долларов! Зачем тогда японцам, привыкшим к высоким технологиям и роботам, нужен пережиток далекого прошлого за такие деньги? Все просто - для них это своего рода эксклюзивный конструктор, для баловства. Они тюнингуют УАЗы, переделывают узлы и агрегаты. В общем, такой вид развлечения.
Поскольку 40 000 долларов неподъемная сумма для многих японцев, в этой стране даже есть специалисты, выпускающие реплики на тему «Буханок». Они строят их на базе японских минивэнов, стилизуя их под УАЗы.
Такие авто стоят на порядок дешевле, но сам факт подделывания советских «бусов» поражает. Восток - дело тонкое...
Москвич
Москвичи в хорошем состоянии - редкость за границей. Они либо «убитые» и продаются по цене металлолома, либо стоят очень дорого.
В Америке, если верить упомянутому ранее Георгию Мельнику, который предлагал ЗАЗы «только серьезным покупателям», есть всего один Москвич 412. Ясное дело, только у него. С этим экземпляром он готов расстаться за «символические» 15 000 долларов.
Что касается легендарного 401-го, найти его в продаже сложно даже в близлежащих европейских странах. Но наши люди готовы отправить отреставрированные авто, лишь продать за хорошую цену. Такие объявления - сплошь и рядом на зарубежных сайтах, посвященным авто-классике.
Да и таких предложений тоже немало, правда, не совсем ясно, на что рассчитывают авторы объявлений...
Подведем итоги
Продажа раритетных авто - это искусство. Стоимость же раритетных авто зависит от множества факторов, но прежде всего, от состояния автомобиля и «подвешенности языка» продавца. Иногда достаточно в фотошопе сделать снимок, якобы подтверждающий, что на этом авто ездили Алла Пугачева, и вполне вероятно, что может найтись тот, кто в это поверит и заплатить любые деньги. Бывает и иначе - можно продавать авто, не зная его истории, а через год-два увидеть его в продаже за вдесятеро большую сумму и с «подтвержденной» родословной. Так или иначе, но если владеете советским раритетом, не надо спешить с ним расставаться. Лучше содержать его в хорошем состоянии и хранить для внуков. Кто знает, может, они смогут поменять его на квартиру в центре Киева...