Действительно, какие могут быть сомнения в необходимости промывки двигателя?
Ведь известно, что со временем на стенках цилиндров образуются твердые или
мазеобразные
отложения, нагар и смолы. Твердые частицы, отделившись от стенок, могут, например,
попасть в систему смазки, повредить детали трущихся пар, вызвать отказ
гидротолкателей
в приводе клапанов.
Значит, промывать? Не будем торопиться. Сначала посмотрим, откуда берутся все
эти смолы, мази и прочие отложения.
По сути своей инородные отложения на стенках - это продукты механического износа
трущихся поверхностей, термического разложения масла, а также нерастворимые
химические
соединения, рождающиеся в жестких условиях работы двигателя. Избежать появления
отложений невозможно, а вот свести к минимуму их вредное воздействие как раз
и должно моторное масло.
Действительно, масло содержит комплекс присадок, в том числе и специальные -
моющие. Они поддерживают твердые частицы во взвешенном состоянии, т.е. не дают
им оседать на рабочих поверхностях.
Низкосортные, дешевые, а также сомнительного качества масла, мягко говоря, не
обеспечивают требуемой чистоты стенок. Они не только не смывают, но увеличивают
слой отложений на деталях. К такому же эффекту приводит эксплуатация автомобиля
на качественном, но не соответствующем конкретному двигателю, масле. Порой
автомобилисты
пренебрегают классификацией масла по API, заливают в двигатель масла типа SF/CC
(для бензиновых 1981-88гг. выпуска и дизельных двигателей без турбонаддува),
а потом удивляются: почему это под клапанной крышкой так много нагара?
К слову сказать, аналогичная ситуация может возникнуть не только по причине масла,
но также из-за определенных условий эксплуатации. Например, при коротких поездках
в холодное время года. Масло да и двигатель в целом не успевают прогреться должным
образом. Прорыв газов через поршневые кольца, не сгоревшее из-за переобогащения
смеси топливо, конденсация на холодных стенках двигателя водяных паров, содержащихся
в картерных газах, - все это усугубляет картину.
Взвешенные, т.е. не осевшие на стенках твердые частицы удаляются при смене масла.
Визуально по состоянию отработанного масла можно судить о степени загрязнения
двигателя.
Можно ли избежать негативного процесса образования всякого рода отложений на
стенках? Можно. Достаточно соблюдать нехитрые правила эксплуатации двигателя.
Одно из них мы уже вскользь упомянули - заливать соответствующее масло, и желательно
современное.
А можно использовать масло для современных двигателей класса SH или даже SJ.
Такие масла значительно более высокого качества по исходному сырью, они более
термостабильны и содержат легирующие добавки нового поколения. Конечно, современное
качественное масло (отнюдь не подделка) стоит дорого. Но двигатель - он ведь
тоже недешев.
Какое масло предпочесть - минеральное или синтетическое, - вопрос не столь
существенный.
Кстати, самое распространенное отечественное масло в прежние времена тоже было,
что называется, <<на высоком качественном уровне>> и при правильной эксплуатации
заметных отложений не вызывало.
Второе правило - менять масло. Правда, со знаком вопроса - когда? Практика показала
- чем чаще, тем чище внутри двигатель. Да и изнашивается меньше. Что совершенно
не удивительно, если принять во внимание неумолимый процесс старения масла,
сопровождаемый
его загрязнением различными веществами. Так что срок смены масла - понятие
компромиссное.
С учетом экономических соображений, компромисс этот в наших российских условиях
составит 6-8 тысяч километров.
Кроме того, загрязнений двигателя можно избежать, если правильно отрегулировать
систему топливоподачи. В противном случае обогащенная смесь даст нагарообразование
в камере сгорания и быстрое почернение масла. Не прибавит двигателю чистоты плохое
состояние цилиндропоршневой группы, клапанов, их направляющих втулок и маслосъемных
колпачков. Повышенный расход масла и прорыв газов в картер также ускорят загрязнение
и старение масла и, соответственно, интенсивность отложений. Но до этого двигатель
лучше не доводить.
Промывочное масло содержит повышенное количество моющих агентов и заливается
в двигатель после слива отработанного моторного масла. Работа двигателя на
промывочном
масле допускается непродолжительное время (обычно 5-10 мин) и только на холостом
ходу без нагрузки. После чего масло сливают и заливают свежее моторное (вместе
с заменой масляного фильтра).
Моющая добавка в масло - это концентрат моющих агентов. Добавка заливается в
двигатель перед сменой старого масла. Режимы и продолжительность работы двигателя
на такой масляной смеси аналогичны приведенным выше для промывочного масла, за
что подобные добавки среди водителей получили название <<пятиминутные>>.
Но прежде чем мыть, предлагаем сначала проанализировать этот процесс. Что происходит
при промывке двигателя? Отложения смываются со стенок, в результате чего грязь
попадает в поддон. А теперь посмотрим в поддон - картина будет любопытная. Смытые
частицы и конгломераты загрязнений <<присосало>> к маслоприемнику, точнее, к его
сетке. И застряли они в ней, что называется, накрепко.
Ладно, глушим двигатель, сливаем грязное промывочное масло, ставим фильтр, наливаем
свежее рабочее. Что стало с грязью на сетке маслоприемника? Часть ее удалена
вместе с промывочным маслом, а часть залипла на сетке. Дальше возможны два варианта
развития событий.
Самый безболезненный - если оставшиеся частицы потом затянет в систему смазки.
Тогда после маслонасоса они будут задержаны фильтром и к трущимся деталям не
попадут.
Хуже, если грязь останется на сетке. Когда к ней добавятся частицы, оставшиеся
в поддоне и на стенках после слива промывочного масла, быть беде. Застрявшие
частицы могут резко уменьшить подачу масла в двигатель, особенно на больших
оборотах.
Или даже полностью перекрыть маслоприемник.
Чего же мы добились промывкой? Грубо говоря - нарушения пусть относительного,
но тем не менее равновесного рабочего состояния двигателя. Последствия такого
нарушения непредсказуемы.
Скажете, сказки? Ничуть. Посмотрите на фотографии. Они сделаны после разборки
двигателя Mitsubishi Pajero, у которого <<застучал>> шатунный вкладыш. Да не один,
а сразу несколько. Когда это случилось, спросите? После замены масла с промывкой.
Прежде чем затевать такое дело, целесообразно знать <<предысторию>> двигателя -
кандидата на промывку. Это прежде всего его возраст, когда менялось масло и какое
залито, режим эксплуатации.
Если эксплуатируется изначально новый двигатель, промывать его не надо вовсе,
тем более когда вы используете проверенное масло высокого качества. Хотя особая
радивость в этом вопросе тоже не повредит: хотите промыть - пожалуйста, хуже
не будет.
При смене минерального рабочего масла на синтетическое можно также обойтись без
промывки двигателя. Несливаемый остаток <<минералки>> слишком мал, чтобы оказать
существенное влияние на работу двигателя.
Другое дело, если двигатель старый. В этом случае не советуем рисковать с промывкой,
особенно, когда предыстория эксплуатации автомобиля неизвестна. Бывало, что даже
простая замена рабочего масла на высококачественное новое в таком двигателе давала
отрицательный эффект - смытые с внутренних стенок отложения в конечном счете
выводили двигатель из строя.
Невозможно конкретно сказать, что будет в промежуточных вариантах между двумя
описанными крайностями. Когда на итог в конечном счете влияет не <<природа>>
промывочного
масла, а целый ряд других факторов (вид отложений на стенках, конструктивные
особенности двигателя, конфигурация поддона, маслоприемника, режим эксплуатации
автомобиля и многое другое), вступает в действие простой <<закон игрока>>: может,
повезет, и двигателю от промывки <<полегчает>>, а может, и нет.
Словом, мыть или не мыть - вопрос совсем не простой и не однозначный. К тому
же наш журнал - вовсе не истина в последней инстанции. Мы только высказали мнение практиков-мотористов, подтвержденное многолетним опытом.
http://abs.msk.ru/abs/doc/abs.html