О бензинах "+" и "Premium"
На многих автозаправках продается бензин А-95 с обозначением "+" или "Premium". Продавцы утверждают, что это топливо европейского качества, при этом цена такого бензина в среднем на 10% выше, чем обычного "пятого". Покупатели бензина "плюс" уверены, что, переплачивая на заправке, они значительно экономят на сервисе. Нагар на свечах, засоренные форсунки, забитые фильтры и даже вышедшие из строя катализаторы – все это следствие попадания в топливную систему авто некондиционного бензина. Заливая более дорогой А-95+, водители надеются, что этот более качественный бензин не создаст подобных проблем.
Нефтетрейдеры, торгующие А-95+ (Premium), в один голос заявляют, что под этой маркой они продают бензин, отвечающий более жестким, чем отечественные, европейским стандартам. Например, Лукойл-Украина декларирует свой "95+" как топливо европейского производства (заводы Лукойл в Румынии или Болгарии), которое соответствует стандарту Евро-3 по всем параметрам. Также Лукойл-Украина заявляет, что продает дизтопливо, соответствующее Евро-3, и бензин А-98, отвечающий Евро-4 (EN 228:2004), без дополнительных обозначений в наименовании топлива.
ООО "КЛО" утверждает, что под маркой А-95 Premium продается только импортное топливо, произведенное на заводе "Мажейкю нафта" (Литва), которое соответствует российскому ГОСТ P51105-97 и европейскому ЕN 228:93 (Евро-3) и предполагает наличие в нем моющих и антиокислительных присадок, которые добавляются на нефтеперерабатывающем заводе.
Сеть АЗС "ОККО" предлагает "пятый" без дополнительных обозначений (или обозначаемый RON 95) румынского производства (завод "Петротел"), соответствующий Евро-3, а также "A-95 Premium" и "A-98 Super", соответствующие Евро-4.
Нефтетрейдеры заявляют, что упомянутые бензины хранятся в отдельных емкостях и перевозятся специальными бензовозами, что гарантирует неизменность качества.
К сожалению, маркой А-95+ продается очень разный бензин. Чаще всего таким образом отмечают импортное топливо с улучшенными (относительно украинских стандартов) характеристиками. Соответствовать оно может как европейским Евро-2, 3, 4, так и российским стандартам. Однако регламентирующих документов на проверку "плюсов" нет, поэтому ответственность за надпись "+" или "Premium" часто лежит только на совести продавца.
На сегодняшний день в Украине не существует никаких нормативных актов, регулирующих стандарты этого вида топлива. Весь бензин, который продается в розничных сетях украинских АЗС, должен отвечать лишь одному стандарту – ДСТУ 4063-2001. Данный стандарт по основным показателям соответствует европейскому Евро-2.
Сегодня для повышения некоторых качеств высокооктановых бензинов широко применяются железосодержащие или марганцевые антидетонаторы (действующий в Украине ДСТУ 4063-2001 не предусматривает ограничений на их наличие и методику их определения в бензине). В настоящем европейском топливе (Евро-3, 4, 5) эти присадки отсутствуют. Поэтому если через короткий промежуток времени (неделя, две, иногда месяц) не запускается двигатель, на свечах появляется налет рыжего (ржавого), красноватого или серого цвета – это верный признак наличия в бензинах присадок, содержащих железо и марганец. Такой бензин однозначно не является экологически более чистым, чем обычный 95-й, и ему далеко до "европейского".
Некоторые характеристики бензинов:
Параметр Воздействие ДСТУ
4063-2001 Евро-3 Евро-4
Содержание серы, не более, мг/кг загрязнение атмосферы 50 30 –
Содержание ароматических углеводородов, не более,
% смолообразование и нагар
45-48 3 5
Содержание бензола, не более, % смолообразование и нагар 5 1 1
Содержание свинца, не более, г/л загрязнение атмосферы 0,013 – -
Марганцевые и железные присадки загрязнение свечей разрешены запрещены
Как видно из таблицы, с точки зрения повышения ресурса вашего автомобиля вполне достаточно использовать топливо, соответствующие Евро-3. Дальнейшее ужесточение стандартов качества топлива (Евро-4, 5) влияет главным образом на параметры, отвечающие за загрязнение окружающей среды.
В статье использованы материалы
www.autocentre.ua