Есть компании, чье название со временем становится синонимом знака качества. Есть организации, впитавшие в себя принципы и убеждения своего основателя и пронесшие их через десятилетия.
Есть компании, чье первоначальное направление деятельности теряется во множестве новых. О компании Bosch, чья продукция завоевала признание практически во всем мире, можно сказать и первое, и второе, и третье.
Кстати, в этом году Bosch празднует двойной юбилей: 125 лет со дня образования самой компании и 150 лет со дня рождения ее основателя — Роберта Боша.
Будущий глава всемирно известной компании родился 23 сентября 1861 года в немецком городе Альбек и был одиннадцатым ребенком в семье швабских землевладельцев.
Его отец — Серватиус Бош — владел гостиницей с гордым названием «Корона», пивоварней и обширными земельными угодьями.
Однако для своего сына Бош искал другой судьбы. Отец мечтал о том, что его Роберт со временем станет либо кюре, либо аптекарем.
А потому именно отец в свое время настоял на том, чтобы мальчик окончил местную техническую школу.
Роберт Бош
В 1879 году восемнадцатилетний юноша окончил курс обучения точной механике и уехал в Кельн, где поступил работать медеплавильщиком на предприятие своего брата Карла Боша.
Но работа в горячем цеху пришлась Роберту не по нраву, поэтому уже через несколько месяцев он бросил это занятие и отправился на поиски более подходящего дела.
За шесть лет Бош успел поработать на многих немецких предприятиях, поучился на отделении электротехники Штутгартского университета, после чего отправился в Нью-Йорк, где работал в компаниях Бергмана и Эдисона.
Несколько лет спустя, он уехал из Америки в Лондон, где работал у братьев Сименс. Через некоторое время молодой человек вернулся на родину с твердым намерением создать собственную компанию.
И это ему удалось: 5 ноября 1886 года 25-летний Роберт Бош открывает в Штутгарте собственную мастерскую точной механики и электротехники, которой дает свое имя — Robert Bosch.
Первоначально штат фирмы состоял из двух человек — механика и подмастерья, а уставной капитал в 10 тыс. немецких марок был взят из отцовского наследства.
Первое время компания занималась ремонтом любого технического оборудования: телефонов, печатных машинок, фотоаппаратов и т.п.
Конечно, в то время не было такого изобилия домашней техники, однако и мастеров, разбиравшихся в ней, можно было пересчитать по пальцам.
Так что Бош и его коллеги не сидели без работы, а вырученных средств хватало не только на оплату аренды цеха, но и на сносное существование.
Потихоньку фирма росла и расширялась. Но удачи хватило ненадолго, и разразившийся в начале 90-х годов XIX века экономический кризис чуть было не поставил крест на деятельности компании.
Однако в 1890 году компания получила контракт от властей Штутгарта, затеявших электрификацию города, что позволило ей остаться на плаву.
Занимаясь изготовлением магнитоэлектрического низковольтного генератора (магнето) для стационарных механизмов, Бош параллельно разрабатывал и испытывал генераторы для самоходных колясок.
Уже в 1897 году он придумал собственное магнето и опробовал его на трехколесном велосипеде с мотором. Первые же испытания привели изобретателя в восторг, и он лихо раскатывал по улицам родного города.
И гордиться было чем: разработанное им магнето одинаково бесперебойно работало и при 100 разрядах в минуту, и при 600.
В том же 1897 году владелец компании Daimler Motor Company Фредерик Симмс обратился к Бошу с просьбой усовершенствовать систему зажигания с магнето для выпускаемых им автомобилей.
Бош принимает работу учеников, 1936 год
Научно-исследовательская лаборатория Bosch
Бош справился с поставленной задачей и сделал магнето более мощным и компактным. Маленькая штучка с керамическим изолятором размером с палец произвела настоящий фурор: производители авто ринулись оснащать свои машины системами зажигания Bosch.
Если до этого момента компания была просто в лидерах, то отныне она вырвалась вперед на несколько корпусов: магнето Боша ставили на свои авто почти все германские, французские, английские и итальянские автопроизводители.
Однако на одном изобретении Бош не остановился, и в 1902 году было разработано и внедрено высоковольтное магнето.
Это стало настоящим коммерческим прорывом. А кульминацией признания изобретения стала победа француза Марселя Рено в гонке Париж—Вена в 1902 году на автомобиле 14 CV, оснащенном уже значительно усовершенствованной системой зажигания Bosch.
А через год, благодаря этому новшеству, Камилл Дженацци на Mersedes HP выиграл гонку Гордона Беннета в Ирландии.
В 1900 году Бош купил дом с садом, где разместилась его первая фабрика. Но этого оказалось недостаточно: компания все время расширялась, наращивая производственные мощности.
Первый офис продаж за границей был открыт в Великобритании в 1898 году, а уже год спустя аналогичные компании начали действовать в Бельгии и Франции.
В течение следующих нескольких лет филиалы были открыты в США и Южной Африке (1906), Австралии и Новой Зеландии (1907), Китае (1909), Бразилии (1910) и Японии (1911).
Экономический успех Bosch был настолько велик, что в 1906 году Роберт Бош первым среди фабрикантов ввел для своих рабочих двухсменный восьмичасовой рабочий день.
Аргументировал своей решение Бош вовсе не благотворительностью, а осознанной необходимостью: сборка сложных агрегатов требовала предельного внимания, а это, в свою очередь, невозможно без полноценного отдыха.
«Лучше потерять деньги, чем доверие», — этот девиз Роберта Боша был и остается главным для всех его сотрудников.
В 1910 году Бош одним из первых ввел на своем предприятии оплачиваемый отпуск, а в 1927 году основал прообраз нынешних пенсионных фондов Bosсh-Hilfe для пожилых сотрудников.
К началу Первой мировой войны компания насчитывала уже 33 подразделения по всему миру, а ее оборот достиг почти 27 млн немецких марок.
Однако война нанесла сокрушающий удар по бизнесу Боша. Все патенты на изобретения бесплатно использовались победившими союзниками, что одним махом лишило компанию более половины ее активов.
Имущество же за границей было конфисковано. Несмотря на это настойчивый немец не сдался и уже в 1921 году на прошедшей в Берлине выставке автомобильной техники представил новый автомобильный рожок — клаксон Bosch, который произвел настоящий фурор.
Вскоре эти изделия стали продаваться по всему миру, а слово клаксон стало нарицательным. В 1922 году компания Robert Bosch наладила выпуск аккумуляторных батарей для транспортных средств.
Фабрика Bosch, г. Фейербах, 1924 год
Современное здание компании Bosch
Ассортимент продукции постоянно расширялся. Еще в 1913 году была запущена в производство система освещения автомобилей, питание которой осуществлялось от генератора или батареи.
Далее последовали такие инновации, как электрический стартер, сирена автомобиля, стеклоочистители, механизированные тормоза и указатели направления (стрелки).
Эти продукты, созданные Bosch, позволили сделать автомобиль более комфортным и пригодным для каждодневного использования.
С появлением в 1921 году сервиса Bosch началось развитие международной системы послепродажного обслуживания автомобилей.
В 1927 году автомир потрясла еще одна разработка Боша — насос дизельного впрыска. Эта технология сначала использовалась только для грузовиков, но начиная с 1936 года ею оснащались и первые дизельные пассажирские автомобили.
Кстати о впрыске. Уже после Второй мировой войны, в 1951 году, Bosch представила на автомобильный рынок революционную систему бензинового впрыска.
Это дало толчок для развития бензинового двигателя для пассажирских автомобилей, который обладал большей производительностью в сочетании с меньшим расходом топлива и сниженным уровнем вредных выбросов.
Три года спустя стартовало производство первого серийного автомобиля с четырехтактным двигателем и системой бензинового впрыска — легендарного Mercedes-Benz 300 SL.
Несмотря на почти монопольное положение в поставках систем зажигания, Бош не хотел ставить успех фирмы в зависимость от одного вида продукции. Так в ассортименте компании появляются системы, включавшие в себя электрические фары, аккумуляторную батарею и генератор для ее подзарядки.
В 1926 году поступили в продажу стеклоочистители Bosch, которые впервые могли использоваться с одинаковой эффективностью в течение долгого времени. В 1927 году были изготовлены первые образцы системы зажигания для двигателей, работающих на дизельном топливе, которые надолго стали стандартом во всем мире. В 1930 г. компания Robert Bosch выпустила авторадио Blaupunkt и первые противотуманные фары.
В конце 1920-х годов Роберт Бош принимает судьбоносное решение: отныне компания больше не будет ориентироваться исключительно на транспорт и станет производить самые разные электроприборы.
И уже в 1928 году Bosch вышла на рынок портативных электроинструментов, представив новое устройство Forfex.
Это был первый опыт расширения направлений деятельности компании. Он оказался весьма успешен, и вскоре Бош вернулся в какой-то мере к тому, с чего он и начинал до того, как увлекся автомобилями.
В 1932 году Бош покупает у промышленника Хуго Юнкерса компанию по производству газовых плит. Год спустя он разработал первый бытовой холодильник Bosch, которой представил на весенней выставке в Лейпциге.
А в 1950-е годы мир увидел кухонные комбайны Bosch, стиральные и посудомоечные машины. С этого момента началось формирование корпорации в том виде, в каком ее знают сегодня во всем мире.
Система распределения тормозных усилий Bosch
Во время Второй мировой войны компания Роберта Боша потеряла многие зарубежные филиалы и фабрики, лишилась рынков сбыта продукции.
Но, как и после Первой мировой, Bosch сумела не только возродиться, но и вновь стать мировым лидером. Правда, уже без своего создателя. Роберт Август Бош умер в марте 1942 года.
По его завещанию, все дивиденды от акций его компании были направлены на благотворительные цели.
Его наследники также передали свои доли в Robert Bosch — благотворительный фонд, основанный Бошем еще при жизни. До сих пор 92% уставного капитала компании принадлежит фонду и только 8% — потомкам этого незаурядного человека.
После смерти Боша компанию возглавил Ханс Вальс, которому предстояло восстановить производство буквально из руин. И удалось это Вальсу во многом благодаря тщательной заботе Боша о репутации компании.
С тех пор немало полезных вещей явилось миру благодаря разработчикам Bosсh. Компании принадлежит первенство в изготовлении электрической машинки для стрижки волос, электродрели и многого другого.
Bosch также продолжала расширять ассортимент своей продукции и в области автомобильной электроники. Во второй половине XX века полупроводники стали ключевым компонентом новых электронных систем.
Первым продуктом Bosch с внедренными электронными компонентами стал генератор переменного тока, представленный в 1958 году. За ним последовали системы топливного впрыска с электронным управлением.
Все возрастающая роль автоматизированной электроники предопределила открытие в 1970 году нового завода в г. Рейтлинген, расположенного недалеко от Штутгарта. Новое производство было предназначено только для производства полупроводников.
Автомобильные технологии и сегодня продолжают лидировать по количеству продаж среди всех бизнес-направлений компании. За 2009 год на исследования и разработки только в этом секторе было потрачено почти 3 млн евро. Т
ак, например, разработанные специалистами Bosch новые системы помогают не только снизить расход топлива, но и значительно уменьшить вредные выбросы транспортных средств, оснащенных двигателями внутреннего сгорания.
А параллельная полная гибридная технология, которая приводит в движение автомобиль только от электричества, уже активно используется немецкими автоконцернами Volkswagen и Porsche.
Нынешний глава компании Франц Ференбах неуклонно следует стратегии диверсификации, согласно которой все приобретаемые компании должны соответствовать основному роду деятельности Bosch. За последние несколько лет Bosch расширил свой бизнес за счет систем, которые используют возобновляемые источники энергии.
Сегодня Robert Bosch GmbH является одним из крупнейших немецких промышленных концернов, работающим сразу в четырех областях: автомобильное оборудование, техника связи, бытовая техника и средства производства. 250 тыс. сотрудников во всем мире неустанно трудятся над тем, чтобы Bosch, как и прежде, оставалась лидером инноваций во всем мире.
Отец Роберта Боша, когда-то мечтавший о том, что его мальчик станет кюре или аптекарем, мог не жалеть о том, что сын не исполнил его мечту.
Ведь Роберт Бош стал не просто уважаемым человеком. Он основал компанию, которая не нуждается в представлении, рекламе и рекомендациях. Достаточно просто произнести ее название. Bosch. Robert Bosch. И этим все сказано.
Марина Хайбулина
обозреватель журнала
Добавлено: 17 Апреля 2012, 21:11:11
Его наследники также передали свои доли в Robert Bosch — благотворительный фонд, основанный Бошем еще при жизни. До сих пор 92% уставного капитала компании принадлежит фонду и только 8% — потомкам этого незаурядного человека.