Вспомнилась одна история, когда я хотел бэушную хонду прелюд купить. В общем, я ее веду, на третей подкатываюсь к красному светофору, придерживаю слегка(!) педаль газа. Дорога немного вгорку, но мощности хватает, чтобы 40 км/ч держать. Хозяин начал, мол,"чего животинку мучаешь?!". Ну, он просто хотел продемонстрировать всю мощь 2-литрового японца..
Так вот, я с ним не согласился, т.к. машина ехала, считай, на холостых оборотах. Вот если бы я опустил обороты до 1200, а потом педаль в пол - вот это было бы мучение для двигателя.
Всё очень просто: большое количество топливной смеси сгорает в почти не увеличивающемся объёме цилиндра. В итоге давление в цилиндре резко подскакивает и начинает толкать поршень, "выламывая" почти из верхней мертвой точки шатун и т.д.
Технически, достаточно просто добавить в автомобиль "износометр". Главным фактором износа было бы давление в цилиндре (датчик давления) в паре с датчиком угла поворота коленвала, а вторым - обороты двигателя (чем выше - тем больше износ). Затем электронный блок считает математику, используя эти два значения (обороты и давление) - и выводит результат на приборную панель...
Вообще, то, что сейчас называют "бортовым комьютером" никакой критики не выдерживает... Средний расход топлива он считает, видите-ли! Целый компьютер! Но это - отдельная тема.
Думаю, что ответ на вопрос, заданный в самом начале темы (типа, "как же лучше"), содержится в этом посте.