я позавчера вечером наблюдал на улочке (не помню как она называется, за кинотеатром Киев) 6 эвакуаторов друг за дружкой (пять пустых и один с машинкой).
а сегодня знакомый прислал статью след. содержания:
Законодательством за нарушение правил парковки установлена ответственность в виде предупреждения или штрафа в размере 8,5 гривен. Эвакуация автотранспорта за нарушение правил парковки - незаконна
Нередко в центре Киева можно наблюдать ситуацию, когда эвакуатор грузит и увозит чей-то автомобиль в неизвестном направлении. Сергей Власенко, партнер адвокатской компании <Магистр & партнеры> утверждает, что эвакуация автомобилей незаконна.
- Можно ли эвакуировать автотранспорт за нарушение правил движения?
- В Кодексе об административных правонарушениях (КоАП) нет такого вида ответственности за нарушение правил парковки, как эвакуация транспортного средства. Законодательством за нарушение правил парковки установлена ответственность в виде предупреждения или штрафа в размере 8,5 гривен. И все. Поэтому действия работников ГАИ и КП <Киевдорсервис> по эвакуации автотранспорта за нарушение правил парковки являются незаконными.
- А как же решения об эвакуации автотранспорта с улиц Киева?
- Принудительная эвакуация была введена решением Киевсовета, а он не наделен правом дополнительно устанавливать ответственность за нарушение правил парковки. Принимая решение, Киевсовет превысил свои полномочия. Оно не соответствует законодательству.
- Какие правовые нормы нарушаются?
- Во-первых, нарушаются права собственников автотранспортных средств.
Во-вторых, ни Закон <О дорожном движении>, ни КоАП не предоставляет Киевсовету и КГГА каких-либо прав по установлению дополнительной ответственности за нарушение ПДД, Закон <О местном самоуправлении> также не наделяет органы местного самоуправления такими правами.
В-третьих, в соответствии со статьей 19 Конституции Украины, органы власти и органы местного самоуправления действуют только на основании, в пределах полномочий и способом, предусмотренным Конституцией и законами Украины. Они не могут принимать решения только на свое усмотрение.
- Что делать если твой автомобиль начинают грузить на эвакуатор?
- Если уже увезли на штрафплощадку, владельцу не отдадут машину, пока он не рассчитается. Но после освобождения автотранспорта, на мой взгляд, необходимо обратиться в суд. Требовать возмещения не только денег, потраченных на уплату штрафа, но и возмещения морального ущерба. Если количество исков будет достаточным, ситуация кардинально изменится.
- Суды принимали подобные решения?
- Самый первый судебный процесс о незаконности эвакуации был инициирован, как это ни странно, народным депутатом и кандидатом на пост мэра Киева Леонидом Черновецким. Насколько мне известно, по его заявлению прокуратура, в интересах граждан, обратилась с иском к Киевсовету. Но тогда дело протекало довольно странно, прокуратура выиграла суд первой инстанции, выиграла и в апелляционной инстанции. А когда дело попало в Высший административный суд (на тот момент Черновецкий уже стал мэром Киева), вдруг прокуратура по непонятным причинам отозвала свой иск. Второй иск рассматривался Шевченковским районным судом, это был мой иск, исковые требования были удовлетворены - решение Киевсовета в части введения эвакуаторов было признано недействительным. Киевсовет подал апелляцию. Несмотря на то, что дело рассматривалось в октябре 2006 года, апелляция назначена на 20 февраля сего года. На самом деле, апелляционному суду деваться некуда. Ведь ранее, по аналогичному делу и с аналогичными требованиями и аргументами сторон данный суд оставил в силе решение суда первой инстанции. Если же суд примет иное решение - это будет свидетельствовать о заангажированности суда. Потому что не может один и тот же суд, рассмотрев одни и те же аргументы сторон по одним и тем же обстоятельствам, принять прямо противоположное решение.
- Почему рассмотрение апелляции по вашему иску откладывают?
- Назначение рассмотрения дела на более поздний срок может говорить о загруженности суда, но косвенно может указывать на то, что в КГГА нет достаточно четкой позиции, и это попытка затянуть время рассмотрения вопроса. Не исключено, что 20 февраля представители Киевсовета не явятся на слушание, и рассмотрение дела перенесут еще на два месяца, хотя стандартные сроки переноса дела - неделя, максимум две. Очень интересно, какое решение по делу вынесет апелляционный суд.
- А что говорят представители Киевсовета?
- Они привели три основных аргумента для защиты законности эвакуации автотранспорта. Во-первых, что эвакуация автомашин является важным социальным проектом, который призван защитить пешеходов города Киева. Во-вторых, эвакуаторы приносят большой доход. В-третьих, эвакуацию автотранспорта не следует рассматривать как наказание за нарушение правил дорожного движения, эвакуация является элементом новых правил благоустройства территории города.
- Как можно решить проблему с парковкой и эвакуацией автомобилей в Киеве?
- Наверное, нужно строить большие парковки, потому что сейчас в центре Киева реально можно запарковаться только на тротуаре. И не следует устанавливать заоблачные цены на парковку, как это делается сейчас. Кстати, распоряжение об установлении платы за парковку от 6 до 10 гривен в час в зависимости от района Киева, также является незаконным. Потому что плата за парковку - это местный сбор, его размер установлен законом, и никакой местный совет или местная горадминистрация не имеют права его увеличивать.
Игорь Лянной