Нашла прикольную статейку. Взято тут:
http://www.nanya.ru/beta/articles/39705.html#Домашний вариант»: несадовский ребенок Дёмина Катерина
«Несадовский ребенок»… Некоторые произносят эти слова с гордостью, другие с сожалением, педагоги и психологи сулят множество проблем, сами дети в большинстве счастливо бездельничают дома. Приглядимся внимательнее: что за чудо такое?
«Мест нет!»
Может быть, в России и демографический кризис, но в Москве налицо бэби-бум, и, как следствие, огромный дефицит мест в детских садах. Записываться приходится сразу после рождения ребенка, а если вы живете в одном месте, а прописаны в другом – как быть? В старых районах многие садики переданы коммерческим структурам, закрыты или перепрофилированы. Вот и получается, что ваш ребенок стал «домашним». Какие есть варианты решения этой весьма серьезной проблемы? Рассмотрим несколько.
Первый в мире детский сад был организован в 1837 году немецким педагогом Фридрихом Вильгельмом Августом Фребелем в немецком городе Бад-Бланкенбурге.
Вариант первый. Маме не нужно выходить на работу, она вполне довольна своим положением и с удовольствием занимается деткой. Тогда можно посоветовать водить ребенка на занятия рисованием-музыкой-танцами, в театральную студию и бассейн. Умышленно не называю разнообразные «развивалки», где детей с трех лет начинают учить читать и считать, поскольку пребываю в твердой уверенности, что дело это никакой пользы, окромя вреда, не приносит. Наши дети испытывают сильную нехватку «правополушарных» занятий, то есть таких, где задействована интуиция и стимулируются творческие задатки. А им тренируют логику и анализ, что совершенно не по возрасту. Но это так, к слову пришлось…
Единственный недостаток вышеперечисленных занятий заключается в том, что они сильно структурированы по времени, дети в это время занимаются, а в саду у них всегда есть возможность просто поиграть. Поэтому крайне важно, чтобы у вашего домоседа были друзья, не обязательно сверстники, но все-таки — дети, с которыми можно будет играть в «дочки-матери», «человека-паука» и Лего.
Иначе вы рискуете получить первоклассника, шарахающегося от толпы детей. Кстати, вы знаете, что самые лучшие партнеры по играм для трех-шестилетних детей — это восьми-десятилетки. Им ЕЩЁ интересно, но они УЖЕ понимают разницу в возрасте и ведут себя более сознательно.
Сережа поторапливает маму:
– Одевай меня скорее!
– Куда же ты торопишься?
– В садик. Там меня друзья ждут.
– И что вы делаете с друзьями?
– Деремся! Вариант второй. Маме нужно выходить на работу, а няня семье не по карману. Именно такая ситуация сложилась в семье моих близких друзей. Малыша все же запихнули всеми правдами и неправдами в ясли, он заболел бронхитом, не проходив и месяца. И мама стала искать альтернативу. Так как район, в котором они живут, что называется «спальный», молодых мам с маленькими детьми имеется в избытке, а вот с нянями и детскими садами – беда. Тогда они решили объединиться: пять семей договорились, и сидят с детками по очереди, на дому. У двух из пяти семей оказались отдельные квартиры, без бабушек, так что неделю вся орава квартируется у одних, а неделю – у других. Готовит на всех та мама, которая сегодня дежурная (все мамы устроились на работу на 0,8 ставки, с одним выходным в середине недели), днем дети спят, два раза в день гуляют, с ними проводят все занятия, полагающиеся по возрасту: рисование, лепка, развитие речи. Даже учительница французского и музыки к ним ходит. Дети почти не болеют, очень дружат.
Конечно, этот метод гораздо более затратный для родителей, чем просто довести ребенка до садика и вечером забрать. Затратный по усилиям, но очень выгодный по результату, да и по деньгам тоже.
Основное преимущество – дети общаются, очень быстро адаптируются, и режим гораздо более индивидуальный, чем может предложить даже самый дорогой частный сад. Режим питания соблюдается более строго, и одновременно, – более гибко.
Строго в случае аллергии: никто не подсунет ребенку шоколадку по случаю дня рождения, а гибко тоже возможно, никакого тебе «ешь, что дают». Часто дети участвуют в приготовлении пищи, что решает все вопросы с «буду-не буду».
Иногда в такой мини-садик нанимают няню вскладчину. Но няня должна быть высоким профессионалом, вариант «просто посидеть с ребенком» с группой из пяти-шести человек не проходит.
Девочка приходит домой из садика и говорит:
– Мам, а нам сегодня прививки в садике делали.
– Надеюсь, ты не плакала?
– Не-а, они меня не догнали. Вариант третий. Ребенок не хочет/не может ходить в сад. Это самый тяжелый случай. Потому что прежде чем вы признаете свое полное поражение, обычно и вы и ребенок успеваете дойти до нервного истощения.
Ежедневные истерики, «три дня ходим — три недели болеем», ваше ощущение, что все идет не так, как должно бы — понятно, что надо искать другие пути. Иногда ребенок не хочет оставаться в детском саду, отвечая на невысказанную просьбу мамы: «Останься со мной!» Как ни удивительно это прозвучит, но именно мама может бояться садика, поскольку в ее детстве эти посещения были слишком травматичны, или она не знает, чем будет заниматься в отсутствие ребенка.
В одну группу с моей младшей дочерью ходит девочка, очень развитая, крупная, спокойная на вид. Но ежеутренние расставания с мамой — это спектакль на любителя. Тоня рыдает, цепляется за ноги, просит, чтобы мама посидела в коридорчике и посмотрела на нее. Плюс ко всему забирают ее после обеда, потому что она не может спать днем. Я как-то выходила из здания вместе с ее мамой, и мы разговорились. Мама пожаловалась на ежедневные скандалы. Я сказала, что как только мама исчезает из поля зрения, Тоня немедленно успокаивается и идет играть. Поэтому почему бы не оставлять ее в саду до вечера? «А что же я-то буду делать целый день?» – удивилась ее мама. То есть ребенок обслуживает мамин запрос на заполнение свободного времени. Как только мама устроилась на полдня на работу — все проблемы с приходом в сад исчезли, оказалось, что дочке очень даже нравится в группе, и занятия интересные, и балет — любимый, и игрушек много.
Пожалуй, это главная причина, по которой ребенок не может адаптироваться к саду: у родителей есть альтернатива, они могут каждый день решать – отправлять чадо в садик или нет. Но сразу оговорюсь: если абсолютно точно исключена невропатология. Крайне тяжелое протекание периода адаптации (с ежедневными длительными истериками, со рвотой или отказом от еды, с ночными кошмарами или заиканием) может сигнализировать о разнообразных нарушениях нервной системы и психики, вплоть до манифестации синдрома раннего детского аутизма и шизофрении. Поэтому если вам кажется, что проблема затянулась, если ребенок и вы переживаете слишком остро и глубоко — обратитесь к специалисту. Хороший врач-невропатолог не пропустит тревожные симптомы, а если все нормально — назначит легкие успокоительные препараты и вам и малышу. Психолог может помочь вам отделить собственные тяжелые воспоминания детства от реальных проблем сегодняшнего дня, разделит вашу тревогу, разъяснит некоторые моменты в возрастном развитии ребенка.