Не так давно в писсуарах амстердамского аэропорта появились нарисованные мухи. Мужчины сразу сообразили, что надо делать. Прицеливание в мух сделало туалеты на 80% чище!
Экономист Ричард Тэйлер и юрист Кэсс Санстин придумали название для философии, позволяющей не лишать человека выбора, но подтолкнуть его к правильному решению. Она получила название «надж» (nudge), буквально - "легкий толчок локтем". Надж-движение набирает обороты во всем мире. Я накопал несколько интересных примеров.
Первым массовым "наджем" стали мухи, нарисованные в писсуарах
Группа шведских дизайнеров разработала лампу, "лепестки! которой распускаются тем сильнее, чем дольше она включена. Такая конструкция позволяет буквально увидеть увеличивающееся потребление электроэнергии.
Как заставить детей чистить зубы? Интересный "надж" придумали в Colgate - они создали палочки для мороженого в форме зубной щетки. Хочешь или нет, а после такого съеденного мороженого станет стыдно за непочищенные утром зубы.
Как заставить водителей не нарушать скоростной режим?
Все просто - достаточно наклеить на асфальт поддельные ямы или нарисованных же лежачих полицейских (есть и такое).
А это - Wattson. Он считает количество электроэнергии, потраченной в вашем доме или квартире, в живых деньгах.
Просто датчик подключается в районе ввода в дом электричества, и правильно настроенный беспроводной блок покажет вам, сколько вы УЖЕ должны за электроэнергию в этом месяце. Я бы себе такой прикупил.
Во всем мире стало много кафе с бесплатным Wi-Fi. Но как заставить посетителей не просто сидеть в интернете, но и заказывать напитки и еду?
Во французских и голландских кафе проблему решили оригинально - название их сети Wi-Fi определяется в беспроводных девайсах каждый час по-новому.
И каждое новое название сети - спецпредложение из меню. Кофе, маффины или предложение угостить симпатичную соседку чешечкой кофе.
В лондонских автобусах часто воруют. Городские власти решили проблему, установив в салоне автобуса несколько камер и большие экраны, передающие с них изображение. Таким образом для вора почти не остается шанса остаться незамеченным.
Во Франции было проведено исследование, которое установило, что громкая музыка в кафе, баре или клубе существенно увеличивает потребление спиртных напитков. Вот почему мне приходится постоянно просить сделать музыку в кафе потише.
Такая простая наклейка на диспенсере для бумажных полотенец сокращает их расход почти вдвое! И ведь действительно начинаешь относиться более ответственно, когда видишь, что вытираешь руки тем, что недавно было красивым деревом.
Гениальное изобретение компании "Smart Switch" дает вам тактильное ощущение количества потребляемой в доме энергии при включении очередной лампочки. Свет включить тем сложнее (увеличивается усилие на переключателе), чем больший сейчас уровень потребления электроэнергии в доме.
Парни, придумавшие лампу с лепестками, придумали и этот уникальный кабель, который светится пропорционально мощности включенных через него электроприборов. Наглядно видно, где у вас явный лишний перерасход.
Я хорошо понимаю, что в России данным технологиям и идеям пока явно не прижиться. Мы не привыкли экономить воду, электричество или бумажные полотенца. И мухи в писсуарах вряд ли будут работать в наших уборных. Но есть надежда, что все это временно и мы наконец задумаемся о том, что лишнее бездумное потребление - это примета прошлого века.
P.S. По ссылке - видео интересного эксперимента в корпоративной столовой. Как действует распределение еды на столах на ее потребление, к чему приводит повешенное напротив стола зеркало и т.д.!
http://abcnews.go.com/GMA/story?id=7127723&page=1 - рекомендую.
UPD! Забыл еще один клевый надж - в Америке стали присылать счета за электричество, указывая в них, насколько больше вы "нажгли" его в сравнении с образцовым соседом. Общее желание не выделяться из толпы в этом случае помогло снизить потребление более чем на 15% в рамках одного района. Эксперимент удался!
Источник.