После окончания бельгийского уик-энда директор Pirelli Motorsport Пол Хембри комментировал ситуацию с пузырением шин в квалификации, говорил о своей обеспокоенности перед стартом и сделанных выводах…
Вопрос: Расскажите о ситуации с резиной между окончанием квалификации и стартом гонки…
Пол Хембри: После квалификации к нам обратились представители одной команды, у которой возникли проблемы. Мы проанализировали ситуацию на всех машинах и заказали дополнительную резину, чтобы была возможность заменить передние шины в случае необходимости. В воскресенье утром выяснилось, что никакого кризиса нет, большинство команд, прошедших в финал квалификации, согласились с тем, что правила нужно соблюдать, что замена не нужна.
Мы попали в сложную ситуацию, связанную с тем, что в пятницу и субботу не было возможности поработать на сухом асфальте, что позволило бы избежать всякого риска. При этом одна из команд не выполнила наших рекомендаций по настройкам подвески и в гонке могли возникнуть серьёзные проблемы с пузырением шин.
Согласившись на замену шин перед стартом, мы могли создать прецедент, но нужно ли помогать одной команде? Если бы это произошло, сейчас вы бы спрашивали меня, почему мы помогли Red Bull выиграть гонку. Ситуация была действительно сложной.
Для нас было неприятно оказаться в такой ситуации, мы не могли допустить обвинения в неравном подходе. У команд есть возможность сменить резину и скорректировать настройки, стартуя с пит-лейн. В команде отказались от этого варианта – решение было за ними. Мы были бессильны в той ситуации.
Вопрос: Какими были рекомендации с вашей стороны перед гонкой? Вы советовали сменить резину и стартовать с пит-лейн?
Пол Хембри: Мы предложили изменить угол установки колёс на четыре градуса.
Вопрос: Но подобные коррективы нельзя вносить перед стартом…
Пол Хембри: Можно, но в этом случае пришлось бы стартовать с пит-лейн.
Вопрос: Насколько далекими от ваших рекомендаций были настройки машин Red Bull Racing?
Пол Хембри: Я не могу этого сказать.
Вопрос: Они были единственной командой, которая не следовала вашим рекомендациям?
Пол Хембри: Скажем так – зависимость проявлений пузырения от угла установки колёс была очевидной.
Вопрос: Теперь вы будете использовать более строгий подход при отслеживании угла установки колёс, чтобы вновь не попасть в подобную ситуацию?
Пол Хембри: Мы будем более консервативны при определении допустимых пределов, особенно на трассах, вроде Монцы. Честно говоря, на этот раз мы не были полностью уверены в сохранении структурной целостности шин, хотя знали, что резина способна выдержать очень большие нагрузки.
В результате проблем не возникло, а гранулирование и пузырение резины – это обычные явления в гонках. Ничего нового в этом нет, хотя существуют пределы проявления этих эффектов. Обычно, если они проявляются по ходу свободных заездов, команды вносят коррективы в настройки подвески, чтобы избежать риска в гонке. На этот раз обстоятельства не позволили этого сделать.
Вопрос: Как, в целом, вы оцениваете эффективность составов?
Пол Хембри: Учитывая некоторые жалобы, мы были удивлены эффективностью резины – на семикилометровой трассе гонщики проезжали на одном комплекте то же количество кругов, что и на пятикилометровых трассах. Думаю, некоторые команды тоже были удивлены.
Вопрос: В прошлом вы не раз говорили о том, что команды нарушают рекомендации по поводу угла установки колёс, но в Спа эта проблема впервые привлекла столь серьёзное внимание…
Пол Хембри: Многое зависит от характеристик конкретной трассы. Я говорил о том, что мы уверены в структурной прочности наших шин, но это – первое, что нас волнует, ведь зная об этих качествах, команды и гонщики стараются использовать их на пределе.
При этом стоит учесть, наши рекомендации – это лишь пожелания, а не правила, обязательные для исполнения. Очевидно, если они будут нарушаться, нам придётся использовать более консервативный подход при определении допустимых границ.
Вопрос: Вы планируете более строго требовать от команд следования вашим рекомендациям?
Пол Хембри: Мы можем рассчитывать только на ту информацию, которую получаем от команд. Они сами производят необходимые измерения, сами сообщают нам углы установки колёс. Мы должны верить тому, что они говорят.
Вопрос: Вы сообщите командам о своей позиции?
Пол Хембри: Мы делаем это перед каждой гонкой, но теперь напомним им о том, что ситуация в Спа не была идеальной.
Вопрос: В Монце эффект пузырения проявлялся не раз, вас это беспокоит?
Пол Хембри: Проблема всегда одна и та же, но на более жестких составах она проявляется меньше, поскольку они лучше переносят высокую температуру. Мы надеялись, что те, у кого проблема проявилась наиболее очевидно, проедут большую часть дистанции на более жесткой резине. Тогда сложностей бы не возникло, но жесткая резина уступает в скорости.
Вопрос: Несколько недель назад вы провели тесты в Монце, собранная информация поможет вам в дни Гран При?
Пол Хембри: Эти тесты принесли уверенность в том, что состав Medium способен противостоять перегреву без пузырения. Если возникают проблемы, нужно переходить на составы, на которых они не проявляются – это очевидно.
Вопрос: Серьёзное пузырение может привести к нарушению целостности шины?
Пол Хембри: Да, если вы продолжите её изнашивать, всё зависит от того, насколько умный подход вы используете. На телеэкране я видел, как выглядела резина на двух машинах после финиша – это заставило меня подумать о том, что представители команды, возможно, относились к этому как-то иначе, или у них не было картинки высокого разрешения. Я не знаю.
Вопрос: Себастьян Феттель несколько раз говорил после финиша, что команде пришлось рисковать. Что вы думаете об этих комментариях?
Пол Хембри: Они действительно рисковали, разве нет?
Вопрос: Но, на шинах стоит название вашей компании…
Пол Хембри: Что мы можем сделать? Запретить им участвовать в гонке? Если вы спросите меня, угрожало ли состояние резины перед стартом безопасности, я бы ответил отрицательно, но эта угроза может возникнуть, когда вы превышаете естественные пределы ресурса шин. Остаётся надеяться на профессионализм сотрудников команд.
Вопрос: Вы волновались перед стартом?
Пол Хембри: Нет, по поводу большинства команд не волновался. Мы со всеми говорили, выслушали несколько разных точек зрения и были уверены в том, что большинство команд чувствуют себя весьма комфортно.
http://www.f1news.ru/