День 5.
Посетил эксперта, который должен выдать мне бумагу, что мой мотоцикл действительно имеет объем 1100 кубиков. Эксперт долго что-то щелкал в компе, а потом сказал, чтобы я приходил, когда мотоцикл уже приедет, а то как-то непонятно. На мой вопрос, сколько будут стоить услуги эксперта - получил ответ: "Где-то 1300-1400 гривен"... Это примерно 240 баксов. За справку... И тут у меня закралось подозрение, что кто-то меня тупо надувает. Пойду думать...
День 6. (На самом деле общение с портовыми службами заняло дня 3, но, в основном, это было ожидание. Так что втиснем все в один день)
Итак, мотоцикл приехал. Стоит теперь в одесском порту. За мотоциклом я и сам приехал в Одессу. Как я и писал (или не писал?), от американской транспортной компании я получил по почте два документа. 1. Собственно документ, подтверждающий мои права собственности "Certificate of Title". 2. Типа, транспортная накладная. У них он называется " ock Receipt". Там было указано, что за груз в контейнере, номер контейнера и номер моего заказа. Также в этой накладной была указана фирма-получатель всего контейнера. Так называемый "транспортный агент". Мне говорили, что я могу попытаться поработать с любым другим агентом или таможенным брокером, но на практике выяснилось, что "работать с другим брокером или агентом" - это просто заплатить дополнительные деньги еще одному посреднику. Ни о каком удешевлении вопроса речь не идет. Итак, агент запросил за свои услуги (которые включают все: от прибыли агента до оформления всех необходимых бумаг) 550 баксов. При этом замечу, что как я ни просил отнестись ко мне индивидуально, с пониманием и т.д. - результата не имели. Оно и понятно: я - всего лишь мелкий клиент со своим одним мотоциклом.
Собственно, общение с агентом свелось к следующему: я принес имеющиеся у меня на тот момент документы, из пачки которых агент отобрал нужные. Тут же были взяты копии моих паспортов (внутренний и загранпаспорт) и копия справки о присвоении идентификационного кода. После этого я заплатил 200 баксов предоплаты и был отправлен искать нотариуса для составления доверенности, что, мол, я, такой вот гражданин, доверяю компании-агенту произвести все операции по оформлению документов и получением моего мотоцикла. Нотариуса нашел, пару часов прогуляв по Одессе. Как и все в Одессе, нотариус стоит недешево: доверенность обошлась мне в 200 гривен. Вот доверенность отнесена агенту, а я отправлен ждать и кушать тещины блины. По словам агента - они мне позвонят за час до момента получения мотоцикла в порту. Чтобы я доехать успел по Одессе. Все-таки рабочие дни и какие-никакие пробки. В итоге все так и произошло. Правда позвонили не за час, а за 20 минут.
Ну да ладно. И на том спасибо. Бросил вещи в машину, в порт, и вот я уже на долгожданном мотоцикле. Жена за руль машины, я впереди, на боевом железном коне... Спасибо отправляющей стороне: оказалось, что аккумулятор не отключен. И даже немного бензина в баке осталось. Так что возиться в темноте с подключением и заправкой не пришлось. Правда одесские таможенники дали ровно двое суток, чтобы я доехал до Киева и поставил мотоцикл на таможенный склад киевской региональной таможни. Маленькая деталь (потом пригодится): на дворе четверг. Вечер. Значит мот должен быть в Киеве не позже, чем в субботу вечером. Итак, этим же вечером доехал до Николаева. Там и заночевал у друзей. В пятницу утром - известный маршрут: Новая Одесса, Вознесенск, Южноукраинск, Первомайск. Первомайск - моя историческая родина. Там друзья, встреча и горячий обед. После обеда - снова в дорогу. На Киев. Успеть на таможенный склад. За бортом -2, ветер, сыро... А я в туфельках. Почему в туфельках? А видел кто-то в подаже мотообувь 49 размера? В общем - замерз сильно. Каждые километров 50 - в машинку и греться. И кофе на заправках... В итоге, часам к 9 вечера были в Киеве. И сразу на таможенный склад: "Мол, вот он я! Заберите мотоцикл, а я - домой". Только не тут-то было. В таможне начались выходные. И одинокий охранник сообщил мне, что что-бы не было написанно в таможенных бумагах из Одессы - до понедельника меня все-равно никто не пустит поставить мотоцикл на таможенный склад. Вот вам и таможня. Вот вам и порядок. И на этой оптимистической ноте я прощаюсь с вами, дорогие мои читатели. До нового дня!
День 7.
Вот и выходные пролетели. С утра пораньше я уже был на таможне. И сразу с вопросом к работникам стоянки, которая гордо называется "Таможенный склад": мол, на сколько меня оштрафуют за то, что у таможни был выходной и никто мой мотоцикл на стоянку не принял? А оказалось - ни на сколько. Сторожа со стоянки без проблем выдали мне важный документ. Называется "Малый пропуск". И написали мне туда нужную дату. Вроде и не было никаких выходных на таможне.
С этим "малым пропуском" меня отправили к каким-то специальным людям. Они находятся рядышком с комнатой, где брокеры печатали мне декларации. Как называется отдел - я так и не понял. Что-то связанное с контролем проплат за различные услуги таможни. Еще эти господа забрали "малый пропуск" и взамен выдали мне "Большой пропуск". И вот с этим "Большим пропуском" отправили меня к таможенному инспектору, который вроде как вел мое дело на предварительных этапах оформления. Пропуск подкалываем к остальным нашим бумагам, которых уже листов 20 накопилось, включая документы из порта.
Правда оказалось, что хоть "Большой пропуск" и важная бумага, и вроде говорит о том, что мой мотоцикл поставлен на таможенную стоянку - для таможенных инспекторов он не говорит ни о чем. Ну, не верят они, что сдал я свой мотоцикл на склад. Поэтому теперь мы идем в тот корпус, где сидят таможенные инспекторы. Находим нашего инспектора (который на предварительном оформлении вел мое дело) и спрашиваем у него, кто из инспекторов сегодня дежурный по таможенной стоянке. В моем случае таким инспектором оказался такой себе Олег Петрович. Сначала он посмотрел мельком на мои документы, потом сказал ждать в коридоре, пока освободится. Минут двадцать ожидания и вот он: великий и могучий инспектор собрался, оделся и мы пошли. На стоянке из уст инспектора снова возник вопрос про объем двигателя. Я вроде был готов к вопросу и предложил инспектору посмотреть на передний цилиндр, где выбит объем двигателя. Или посмотреть на шильдик на раме, где тоже есть объем двигателя. Но инспектору оказалось пофигу, что там и где выбито на мотоцикле: "Дай мне бумагу с заключением эксперта или дальше ты ничего не оформишь!". Да... Веский аргумент... Тогда я рассказал инспектору жалобную историю о мировом финансовом кризисе. И еще о том, что эксперт из Киевского института судебных экспертиз запросил 1400 гривен за то, что просто приедет и посмотрит на тот же цилиндр, где выбит объем двигателя. Не знаю, удалось ли мне разжалобить инспектора своей историей, но он подсказал мне другую организацию, которая может мне помочь. Этой организацией оказалась какая-то экспертная контора "Сантадор" на Краснозвездном проспекте 19 (с номером дома мог и ошибиться. не помню уже точно).
Итак, инспектор посмотрел на мотоцикл, поставил подпись и пару штампов в моих документах. Теперь опять к "моему" инспектору. В этот раз инспектор был свободен и даже, как мне показалось, в хорошем расположении духа. Так что просто повезло. Инспектор опять долго смотрел бумаги, еще раз напомнил мне про заключение экспертов по объему двигателя. И еще добавил, что одного такого заключения будет недостаточно. Еще нужен сертификат на мотоцикл. Что именно за сертификат он не объяснил (вообще-то мотоциклам б/у сертификат не нужен), а просто сказал, что если сертификат мотоциклу не нужен, то нужна справка о том, что сертификат не нужен. Заколдованный круг, короче... Но с этой справкой можно разобраться позже, а пока он меня снова отправляет в "Тарифы". Это там, где на предварительном оформлении определяли таможенную стоимость мотоцикла. Зачем? Да в принципе никто не сказал. Так... чтобы убедиться, что таможенная стоимость указана правильно. Кстати, для этих "Тарифов" мне пришлось снять копии примерно с шести документов, которые сказал инспектор. Ксерокс в кабинете у инспекторов почти дохлый, так что копировать меня отправили к брокерам. Ну к тем... Что декларации выдают. Услуга, само-собой, платная. 5 гривен за удовольствие.
Итак, приходим в "Тарифы". Никого. На часах - около 10 утра. Как оказалось - тарифный инспектор просто отошла в соседнюю комнату чаю попить. Узнав зачем я пришел, девушка-инспектор предложила мне оставить мои документы и прийти после 12. В очереди - никого. Чего она с моими документами 2 часа делать будет? Но с таможенниками не поспоришь. Это ведь их правила. Ждем. Греемся с женой в машине, пьем кофе, курим... В общем - весело и интересно проводим время. Ровно в 12 я снова возле кабинета "Тарифов". Инспектор нашла мою пачку бумаг, подумала о чем-то и предложила мне оставить таможенную стоимость без изменений. Я даже обрадовался наивно. Вроде таможенная стоимость (в долларах) не изменилась. А все платежи я сделал на предварительном декларировании. Значит ничего больше платить не нужно? Поблагодарил инспектора (обычным "Спасибо"! Взяток таможня не берет!!!) и та отправила меня к брокерам. Зачем? А затем, что теперь мне нужна "Грузовая таможенная декларация". Прошлая декларация ведь так и называлась: "Предварительная...". Теперь - типа окончательная.
Итак, я снова у брокеров. Дождался своей очереди (минут 20) и узнал, что декларацию мне сделают. Но не бесплатно. Декларация стоит 200 гривен. Мдаааа..... Дороговато нынче услуги принтера. Но это оказалось детскими игрушками после того, что брокер, пошелкав клавишами на компе гордо изрек: "Ну че... (парень толковый вообще-то, только как и все таможенники заболел манией величия и любит, чтобы его называли по имени-отчеству)... За предварительную растаможку Вы заплатили около 14000 гривен. Но! За время, прошедшее с момента этой проплаты, доллар вырос. Таможенная стоимость определена в долларах. Так что теперь нужно доплатить еще около 5000!!! гривен." У меня небольшой шок: я ж частное лицо, а не олигарх какой-нить... Это ж свои, кровные...Но с кем и о чем тут спорить? Это ж Государство... Мля, одним словом. Взял декларацию и пошел, понурив голову, куда глаза глядят... Опять кофе, покурить, успокоиться и снова начать трезво мыслить. Делать нечего. Будем искать деньги. Завтра. Или послезавтра... Только один момент важный: с той декларацией, которую мне брокер выписал, нужно опять к инспектору подойти. Чтобы он зафиксировал курс доллара на ту дату, когда выписана декларация. Что мы и делаем. Идем к инспектору, который отмечает чего-то и фиксирует курс, ставя штамп и подпись на декларации. Этот зафиксированный курс действителен 10 дней. Т.е. 10 дней есть у меня на поиски денег. Начался обед.
Пока таможенники обедают - я поехал в сертифицирующий институт брать справку, что моему мотоциклу не нужна сертификация. Как раз этот институт недалеко от таможни. Процедура достаточно проста: пишем заявление с просьбой дать разъяснения относительно необходимой сертификации в 408 кабинете института. Образец - дают. Отдаем начальнику отдела (небольшая очередь). Начальник расписывает это заявление на конкретного исполнителя. Идем в другой кабинет (кажется 402) к исполнительнице (приятная такая девушка, но опять же очередь. Уже побольше.) Собственно исполнительница выписывает все нужные бумаги. А с ними счет на оплату услуги. 240 гривен. Платим тут же в институтскую бухгалтерию Она (бухгалтерия) в соседнем корпусе. Пока бегал платить (минут 20, поскольку в бухгалтерии тоже небольшая очередь) - девочка исполнительница сделала все нужные бумаги и подписала их даже у руководства. Показываем квитанцию, взамен получаем экспертное заключение о том, что мотоциклу сертификация не требуется. Потом сам иду в институтскую канцелярию поставить печать. Все. Общий срок получения бумаги - часа полтора.
Время еще есть. Поедем в "Сантадор" на Краснозвездный проспект за экспертным заключением об объеме двигателя .
Приехали в "Сантадор". Нормальная фирма. Приняли, объяснили, дали образец заявления, которое нужно написать. Написал. Тут же заплатил наличкой 220 гривен. С самим "экспертом" так и не общался. Может во избежание коррупции? Ну ладно. Нет так нет. Подождал в приемной около часа. Пригласили, отдали готовое заключение в двух экземплярах. Типа один - для таможни. Второй - вдруг в МРЭО пригодится. Достаточно быстро и четко. В приемной - тепло, кофейный автомат и телевизор... Так что ждать было достаточно комфортно. И самое главное: 220 гривен и один час времени!!! В институте судебной экспертизы хотели 1400 и два дня возни. Вот тебе и единая страна. Ну, вот вроде и все на сегодня... Вечер и пора домой. До следующего дня нашей игры в растаможку!
День 8.
Не буду рассказывать в подробностях, как мне удалось найти необходимую сумму денег. Это трагическая, но неуместная тут история. Напишу только, что деньги найдены. Зная скорость работы банковской системы, с самого утра пришел в банк. Заплатил. Взял квитанции. Пришел к инспектору. Инспектор рассказал, что квитанции, конечно, хорошо, но пока не прийдут дейньги на счет таможни - я могу гулять. Точнее нет. Не гулять. Мне еще необходимо пройти осмотр мотоцикла. Типа, чтобы таможня удостоверилась, что на стоянке именно тот мотоцикл, за который я заплатил. Ну что остается, кроме как не засмеяться истерически и не согласиться? Новый осмотр? Да пожалуйста! Извольте! Где тут дежурный инспектор? Ага... Вот он... "Здрасьте! Мне бы осмотр мотоцикла сделать." Видимо инспектор что-то разглядел в моих глазах. И, даже не вставая со стула, поставил нужный штамп и подпись в моих документах: "Все. Готово. Осмотрели."...
Тут выяснилось, что чудо-компьютерная система таможни дала сбой. Когда починят - ХЗ. Ждите. Чего ждем? Прихода денег на счет таможни.
И мы ждем. Час, два, три... Кофе, сигареты, опять кофе... Увлекательнейшее занятие - ждать. Чувствуешь себя прям таки буддистским монахом, постигающим в медитации Нирвану.
В таможне начался обед. В таможне закончился обед.
Ну, наконец! Деньги пришли. Идем к начальнице всех инспекторов (собственно с нее и началось наше путешествие по таможне еще в первый день игры). Начальница проверяет пришедшую сумму, чего-то там клацает в компьютере, ставит подпись и отправляет меня к соседнему столу. Это так называемая "Статистика". Сегодня совсем мало людей, а то мне пришлось бы на каждом этапе постоять в очереди. А сегодня - почти никого. Так что статистику проходим сходу. Инспектор-статистик глянул, щелкнул мышкой в компьютере. поставил подпись и штамп.
Куда дальше? Думаете все? Нет. Снова к брокерам. Те зачем-то переделывают выданную накануне декларацию (тут я и плачу за нее 200 гривен. Вчера с меня денег не взяли). И с этой переделанной декларацией я иду к своему инспектору. Тот долго смотрит на все бумаги. считает количество листов в моей (уже достаточно толстой) пачке документов, дает мне чего-то подписывать несколько раз (подписи на копиях моего паспорта, на декларациях и т.д.) И, наконец, выдает мне "Предписание для постановки ТС на учет" в МРЭО по месту жительства. Ура!!! Вместе с этим предписанием из пачки моих документов извлекается тот самый "Большой пропуск", о котором я писал раньше. На пропуск ставится большой штамп "Оплаченонах".
И с легкой улыбкой инспектор прощается со мной. Куда теперь? Ну, к тем мужикам, которые мне этот "Большой пропуск" выдали. Тут меня ждал последний сюрприз: все, с кем я общался, рассказывали мне, что соимость хранения мотоцикла на таможенной стоянке стоит 15 гривен в сутки (по документам мотоцикл простоял там 4 суток). Но никто не удосужился сказать мне, что въезд на эту стоянку стоит 150 гривен. Итого 150+4х15=210 гривен за парковку. К счастью у меня в кармане еще оставался небольшой неприкосновенный запас. Хотел бензином заправить мотоцикл да бутылку купить в честь нашего с мотоциклом воссоединения. Не тут-то было. "Трезвость-норма жизни!", сказали суровые мужики из транспортного отдела таможни и выгребли у меня всю оставшуюся наличность. Взамен я получил какую-то очередную бумажку. Очередной "Малый пропуск". Он - для работников таможенной парковки.
Отдал им "Малый пропуск". Забрал мотоцикл. Все! Победа!
Только нерадостно почему-то. Устал. Ехать домой и спать... Всем пока!
Вместо эпилога.
В итоге стоимость растаможенного мотоцикла составила около 9500 баксов. Т.е., для простоты счета, можем считать так: берем стоимость мотоцикла в штатах, добавляем еще столько же и добавляем стоимость доставки. Это и будет цена мотоцикла в Украине.
Есть у кого-то желание повторить процесс?
И еще. Ни на секунду не переставал ощущать присутствие моего Правительства. И того, как оно пытается меня нае..бать и раздеть под видом "Великой борьбы за отечественного товаропроизводителя". Превед!