У каждого владельца автомобиля с АКПП рано или поздно встает вопрос замены жидкости в коробке. Вот и моя машинка пробежала уже 48000 км в основном по городу в режиме старт-стоп. И наконец было принято решение о замене ATF хотя в инструкции и рекомендуется менять при эксплуатации в тяжелых условиях, режиме такси, при пробеге 60000 км. Но как говорится "Маслом кашу не испортишь", решил перестраховаться и заменить пораньше.Для чего было куплено две 4-х литровые канистры масла TOYOTA TYPE T-4 по 325 грн. за банку и прокладку поддона за 80 грн. с фильтром решил не спешить, а обойтись простой промывкой-продувкой.Перечитав ветку Эксплуатация Авео с АКПП убедился что: большинство предпочитает менять либо на Сервисе- где делают только частичную замену, либо обращаются в специализированные СТО по ремонту АКПП где производится замена с помощью спец аппарата, который вытесняет старую жидкость и заправляет свежей. Первый способ конечно самый легкий, но при таком методе не удается слить большую часть жидкости из коробки, происходит только освежение старой, или приходится кататься определенное время, затем сливать и заливать несколько раз для достижения максимального эффекта что трудоемко, а в некоторых случаях суммарные затраты получаются даже больше чем один раз выполнить полную замену. Второй способ предпочтительнее, но дороже, так как нужно оплатить еще услуги механиков, да и не на всех СТО хотят заморачиваться со снятием поддона и заменой масляного фильтра.Убеждая, что он рассчитан на весь срок эксплуатации.Вот и выходит, что лучше и дешевле эту работу выполнить самому, если конечно коробка не доставляла серьезных проблем .
Тот кто сможет сам поменять моторное масло в своей машине, осилит и замену жидкости в АКПП.
Итак по порядку: для этого нужна яма или эстакада, ну например такая: Масло необходимо сливать горячим для чего проезжаем около 5 км.
Снимаем защиту двигателя, у кого она есть: откручивая четыре болта, два спереди и два сзади.
Откручиваем сливную пробку с поддона АКПП и сливаем масло в подходящую емкость, желательно чистую, потом можно по продуктам износа оценить приблизительно состояние АКПП. С моей коробки слилось всего 2.75 литра (учитывая и то что слилось после откручивания поддона).
Закручиваем на место сливную пробку и откручиваем головкой на 10мм. болты крепления поддона.
Оставляя спереди два и сзади один ослабленный болтик.
С помощью молотка используя наставку из дерева или любого мягкого материала наносим несильные удары чтобы сорвать поддон с прокладкой от картера АКПП. Затем придерживая поддон, еще больше ослабляем болты спереди не выкручиваем их. Задний болт полностью выкручиваем подставляем емкость и осторожно опуская поддон ждем пока из него сольется остаток масла приблизительно 300 грамм.
Снимаем поддон осматриваем на предмет наличия :'( или отсутствия продуктов значительного износа
то-есть: обилие металлических частиц, кусочки фрикционов. Если их много то, возможно, скоро потребуется ремонт автомата.
В моем случае ничего такого не обнаружено: на магнитах по краям чуть чуть металлической пыли, ни на фильтре ни в поддоне никакого смолистого осадка не обнаружено.
Моем поддон, очищаем магнитики, вытираем, вот такое должно получится:
Теперь очередь фильтра: Конечно же лучше поставить новый, но если пробег автомобиля не большой до 60000 т.км и тем более в поддоне не обнаружено частиц значительного механического износа, которые хорошенько засоряют сеточку фильтра, можно снять старый хорошенько промыть-полоскать в бензине, растворителе, продуть и сменить прокладку на новую если старой трындец и с чистой совестью водрузить на место-еще послужит.
Ставим на место поддон с новой прокладкой, затягиваем болты крепления без фанатизма дабы не продавить пробковую прокладку. Заливаем масло в АКПП через отверстие для щупа. Я для этой цели использовал прозрачную трубку на 10мм. - 40см длинной соорудив вот такую примитивную лейку из пластиковой 2-х литровой бутылки. Масла заливаем столько, сколько слили (2,75л + запас 0,5-1л)
Теперь разъединяем шланг охлаждения АКПП, который выходит из верхней части радиатора (обратка). Делаем это для того, чтобы промылся и контур охлаждения жидкости АКПП в радиаторе. Если разъединить нижний шланг то в радиаторе останется еще какое-то количество старого масла. Которое так и останется в нем и смешается с новым.
Вставляем в резиновый шланг переходник (трубка на 10мм). Я соорудил по быстрому, из корпуса старой шариковой ручки, подмотав не достающий диаметр скотчем ...
Для слива используем трубку на 10мм длинной от 1-1.5 метра. Один конец которой, вставляем в переходник, а второй в подходящую емкость объемом не менее пяти литров. Которую желательно предварительно разметить для контроля слитой жидкости, чтобы не переборщить с уровнем.
Теперь устанавливаем тару для слива в пределах видимости, садимся в машину, заводим двигатель и начинаем проходить рычагом выбора диапазонов, начиная с Р, и заканчивая 1, задерживая в каждом положении на 2-3 секунды. Это делается для того чтобы, задействовать как можно больше каналов и плунжеров в гидроблоке, в которых находится старая жидкость. Одновременно контролируем процесс слива не допуская чтобы слилось жидкости более 3/4 от залитого объема, иначе маслонасос может нахвататься воздуха, а нам это не нужно. Как только слилось необходимое количество, глушим двигатель и обратно доливаем масло в АКПП, после чего процедуру промывки повторяем, добиваясь чтобы цвет ATF в сливной трубке стал как можно более приближенный по окраске к новой жидкости. Лучше выполнять эту работу с напарником.
Мне хватило 7.5л. для промывки и заправки, хотя, если масло сильно темное, то возможно потребуется и большего количества для достижения требуемого результата.
В бутылках полный объем жидкости который слился из поддона, а в 5-л бутле объем прокачанного масла.
На этом фото цвет ATF взятый со щупа: 1-после замены .2-натуральный цвет свежей ATF-Toyota Type T-4. 3-такая жидкость была в АКПП до замены.
Вот так ATF выглядит на щупе после всех проделанных процедур.
P/S:По поводу масла рекомендуемого к заправке в АКПП:
В руководстве по эксплуатации указана ATF Esso jws-3309 или DEXRON-III. Я сам заморачивался поиском этого "хитрого масла" (да наверное не только я) Как оказалось на Украине найти Esso jws-3309 практически нереально.Нашел только его описание:
http://www.citystandard.ru/catalogue/download/Esso-Formula-ATF-3309.doc Но это и не нужно jws-3309 просто класс соответствия жидкости ATF.Как например, у моторного масла для бензиновых двигателей существует класс по API SJ,SL,SM. так и здесь, то же самое. Теперь можно преспокойно поискать его у других производителей. Ближайший аналог производства концерна ExxonMobil:
но мне кажется это и есть наше масло, но только под другим Брендом, не думаю что один концерн будет разрабатывать два разных продукта, скорее всего они льются из одной бочки, а фасуются под разными торговыми марками Имхо. Далее: ATF такого класса есть и в линейке продукции GM: оригинальное название GM ATF-3309 1940771
И у Toyota но там оно идет как Toyota Type T-4: Белая банка производится только в Японии для внутреннего рынка, и как утверждают на форумах Тоетоводов в них чистая синтетика. У нас его тоже проблемно найти
А вот масло в черных канистрах так называемое сервисное,производится для европейского рынка к нам попадает в основном из Эмиратов да и стоит дешевле,так как изготовлено на минеральной основе. Им в основном и завалены все прилавки. (Я кстати его и залил).
Что интересно на канистре указано:Manufactured by ExxonMobil Yugen kaisha Made in Japan.Что наводит на мысль о возможности купить в этой банке ту же ATF что будет залита и в канистре с наклейкой Mobil.
Сейчас оно разливается и в новые пластиковые канистры которые, продаются в основном на фирменном сервисе по обслуживанию Японцев:
Так же и в линейке Ravenol есть такое же масло:
http://www.ravenol.ru/product.aspx?prod_id=7d2db83b-097b-47b5-882b-1dcedff54a55&art=6483Что выбрать решать вам, ассортимент широкий.
Буду рад, если кому то пригодится мой опыт.