По некоторым причинам запощу я.
Slava_DnDz подготовил для участников обсуждения следующие выкладки:
Судя по всему цены на бенз растут и при снижении и при росте курса доллара
Это не снижение курса, а его стабилизация в пределах 11,6-11,8. Для полноты графика, автору статьи следовало указать, что кроме минимальных точек 17.04 и 24.04 курс в эти дни был все-таки выше:
на 11.04 курс был 13,53
на 14.04 – 12,8
на 16.04 – 11,7
на 18.04 – 11,8
на 22.04 – 11,7
на 28.04 – 11,85
на 30.04 – 11,6
Правильней было-бы нарисовать примерно так:
А сегодня он вырос уже до 12,0. Если бы курс не начал стабилизироваться, цена росла бы и дальше. Тем более, что цена сырья, т.е. нефти тоже имеет большое значение, а она менялась волнообразно от начала года. Январь – 105 долл/баррель, февраль – 110, на 1апреля опять 105 и к концу апреля снова 110. Сейчас цена снова снизилась до 107. А от этих цен зависит стоимость топлива на НПЗ, т.е. закупачная стоимость топлива для последующей реализации через АЗС.
В 2013 цена на обычный А-95 находилась в пределах 11,39-11,29
В пятницу 26-го числа на воге обычный 95-ый снизился на 10 коп., в итоге 11,39 грн/л
и лишь в ноябре-декабре снизилась до 10,99, хотя доллар в этот период вырос с обычных 8,14 до 8,25 (цена нефти в 2013 г. колебалась со 115 до 103, затем на 110 и до 102-105 долл/барр)
Другими словами, обычный бензин А-95 в 2013 стоил 1,4 - 1,33 доллара за литр (при цене нефти 110 и 102 дол/барр)
Причины изменения цен на топливо в Украине
На изменение цен топлива оказывают влияние множество факторов. Из внутренних, кроме курсовых колебаний - это соотношение между спросом и предложением, между собственным производством и импортом, уровень качества топлива и его восприятие потребителем, платежеспособность населения, уровень конкуренции на оптовом и розничном рынке, степень налогового и административного давления, сезонный и психологический факторы и т.д.и т.п.
Основными причинами изменения цен являются:
1. Мировые цены на нефть
Рынок топлива ощущает изменения котировок на нефть на мировом рынке на 10–15-й день после этого. Они влияют на котировки НПЗ (англ. аналит.агенство platt’s на основании ежедневного мониторинга публикует котировки, по которым и производятся закупки топлива, эти-же цены заносятся и в декларации на таможне) Изменение цен за последний месяц в процентах можно посмотреть здесь:
http://oilreview.kiev.ua/statistika/#a95(или можно посмотреть например «отчет по рынку нефтепродуктов 2 квартал 12г» когда цены на нефть снизились на 20% -
http://consulting.a95.ua/public/downloads/A-95_report_2nd_q.pdfЗакупочные цены на НПЗ в апреле 2014 по заверениям ОККО были 1030 долл/т
2. Влияние курса гривны.
Если гривна девальвирует на 1 грн./$., цены на импортный бензин А-95 только за счет курсовой разницы могут подняться примерно на 1,35 грн./л (1,24 грн/литр для дизтоплива)
Девальвация на 1 грн/€ увеличивает цену бензина примерно на 1 грн/л
3. Налоги и сборы.
При нынешней ставке налога и стоимости нефти в диапазоне 105-110 долларов за баррель, цена импортного бензина А-95 на АЗС составляет ок. 1,35-1,4 $./л, дизтопливо - 1,24 $./л
Экологический налог в Украине не столь значительный, и составляет от 40 до 90 грн за тонну в зависимости от вида топлива(т.е. до 7 коп/л)
НДС (налог на добавленную стоимость) – 20% от (закупочная цена плюс акцизный сбор)
Акциз - один из важнейших факторов, влияющих на стоимость бензина.
С апреля 2014 года в Украине были вдвое увеличены акцизы на дизтопливо. Акцизы на дизтопливо соответствующее нормам Евро-4,5 примерно до 0,07 €/л (98 €/т), Евро-2,3 примерно до 0,1 €/л (128 €/т) (прежняя ставка акциза - 46-98 €/т)
Ставка акциза на бензин осталась прежней - за тонну бензина 198 евро или ок. 0,15 евро за литр
Акциз в Украине значительно ниже, чем в странах Европы у которых акцизы составляют 0,4-0,72 €/литр
СТРУКТУРА РОЗНИЧНОЙ ЦЕНЫ НА АЗС (приблизительная)
Но на конец апреля 2014 структура цены одного литра ОБЫЧНОГО импортного А-95, выглядит вероятно так:
1. Закупка – 9,04 грн (57% от розничной цены) 1030 долл/т (инф.от ОККО), или 0,77 долл/литр, или при курсе 11,7 – 9,04 грн/литр (но закупка могла быть и по др.курсу)
2. Налоги – 4,85 грн (30,4%)
• Акциз – 2,48 грн, т.е. 198 евро за тонну, или 0,15 евро за литр, или при курсе 16,5 – 2,48 грн/литр
• НДС – 2,30 грн – (закупка+акциз)*0,2
• Экологический налог – 0,07 коп (90 грн/т)
4. Транспорт – 0,50 грн. (3,1%)
5. Затраты АЗС – 0,47 грн. (2,9%)
6. Остальное - прибыль АЗС – 1,12 грн. (7%)
Итого – 15,98 грн./л
(в соотношении процентов, это примерно напоминает картинку начала 2011 г, когда кое-кто хотел ввести импортную пошлину в €130 за тонну бензина и €80 за тонну дизтоплива:
Структуру формирование цены у отечественного производителя мало кто знает (цена импортера гораздо прозрачней, поскольку равняется цене задекларированной в таможенной статистике + акциз и НДС). Себестоимость переработки нефти на отечественных заводах остается тайной за семью печатями. Формирование себестоимости и цены для украинского НПЗ непонятно ни экспертам, ни чиновникам. В последнее время можно наблюдать демпинг некоторых сетей, чтобы устранить конкурентов. Это сети, которые контролируются группой "Приват". Ни профильное министерство, ни антимонопольный комитет не следит за демпингующими компаниями. Поэтому мы имеем те цены, которые имеем.
Если мы имеем прозрачное ценообразование, понимаем, каким образом формируется цена, мы принимаем эту цену. Если мы не знаем, как формируется цена, мы будем подозревать участников рынка в махинациях.
Во всех странах уровень цен на топливо складывается в зависимости от ряда факторов, среди которых важнейшими являются: наличие своих нефтяных месторождений; наличие предприятий нефтепереработки; государственная политика; уровень развития технологий и оборудования; количество конкурентов на рынке топлива; сезонные факторы.
Средняя стоимость литра бензина в странах Европы:
Средняя стоимость литра бензина в странах Азии:
Государственная политика и политика участников внутреннего рынка нефтепродуктов, может довольно сильно влиять на розничную цену топлива даже при наличии своих нефтяных месторождений и предприятий нефтепереработки.
Например, вот так выглядит структура розничной цены на топливо в США и России.
В цену топлива на АЗС заложены:
стоимость добычи нефти – 68% в США и 7% в России;
налоги – 12% в США и 56% в России;
переработка, транспортировка, затраты на сбыт и прибыль оптовиков и АЗС – 20% в США и 37% в России.
Средняя стоимость 1 галлона бензина в США в 2013, составила 3,6 $, а дизельного топлива – 3,99 $. В пересчете на литры, бензин в США стоит в среднем по стране 0,95 $/л (в России - 1,1 $), дизтоплива – 1,05 $/л (в России - 1,11$).
С уважением, Slava_DnDz