Как не потерять гарантию на новый автомобиль Я думаю, многим из нас приходилось слышать, что во время гарантийного обслуживания менеджеры салона, где приобретается автомобиль, предупреждают о том, что нигде, кроме СТО продавца ничего нового устанавливать на автомобиль нельзя — а это, как правило, сигнализации, музыка, парктроники и т. п. аксессуары, тонировка, шумовиброизоляция, дизайн интерьера и экстерьера — т. к. в этом случае полностью теряется гарантия на весь автомобиль. В сочетании с неминуемым стрессом при оформлении покупки, когда еще и неожиданно объявляются новые суммы к оплате, о которых раньше «забыли» сказать, эта угроза попадает прямо в точку: большинство покупателей безропотно платит вдва-три-дорога за «дополнительное предпродажное оборудование», получая взамен зачастую не совсем то, чего бы им хотелось. Монополия — это, бесспорно, очень сладкая вещь (для монополиста, конечно), однако с ней можно (а людям, считающим свои деньги — и нужно) бороться.
Начнем с того, что вышеупомянутый менеджер на просьбу покупателя повторить свое высказывание в виде официального документа, скорее всего, найдет не одну причину этого не делать. И будет молодец, поскольку это противоречит порядку гарантийного ремонта (обслуживания) или гарантийной замены дорожных транспортных средств, вступившему в силу 20 января 2005 года. А там есть пункт 11, который говорит:
«11. Споживач забезпечує експлуатацію ДТЗ згідно з вимогами експлуатаційної документації.
У разі виходу ДТЗ з ладу внаслідок порушення Споживачем вимог експлуатаційної документації на ДТЗ, проведення модернізації ДТЗ, його технічного обслуговування чи ремонту поза сервісними пунктами, вказаними в Сервісній книжці, а також у разі відсутності передбачених Виробником пломб на ньому, Споживач втрачає право вимагати виконання Виробником (Продавцем) гарантійних зобов’язань щодо його ДТЗ.»
Заметили? В полном соответствии со здравым смыслом, что не так уж часто встречается в официальных документах, автомобиль (или его система, или узел) должен выйти из строя вследствие (а не после) определенных действий потребителя. И только тогда потребитель лишится гарантии, и опять-таки — только на данный случай. Вернемся к этому чуть позже, а пока вот какой момент:
«Гарантійні зобов’язання Виробника (Продавця), гарантійний термін експлуатації а також умови, за яких вони втрачають силу, наводяться в експлуатаційній документації на ДТЗ або в сервісній книжці, якщо інше не визначено в договорі купівлі-продажу ДТЗ.»
Здесь засада скрыта в этой последней оговорке — «якщо…» Поэтому очень полезно перед покупкой попросить для изучения договор купли-продажи, опять-таки, это всего лишь здравый смысл. Если же договор ущемляет права потребителя, вполне разумно будет попросить продавца внести удовлетворяющие изменения. В конце концов, по многим маркам автомобилей работает далеко не один салон, можно пойти и там договором поинтересоваться (или пригрозить, что пойдете, иногда и этого достаточно). Лично я знаю случай, когда образованная женщина, уважающая свои права, добилась того, что ей на новой машине по гарантии меняют дворники и резину — не знаю, правда, как насчет масляных фильтров.
Возвращаемся. Нашли законопослушного продавца (салон), купили машину, поставили не в салоне, скажем, магнитолу. Настал случай с подозрением на гарантийный (например, по утрам не заводится). Покупателя не могут с порога отправить «в сад», а обязаны составить рекламационный акт, а в случае несогласия с его результатами провести экспертизу (пп. 29 и 30). При этом время — на стороне покупателя: согласно п.23 «Граничний термін виконання гарантійного ремонту ДТЗ — чотирнадцять днів. Інший термін має бути узгоджений сторонами», а дальше санкции начинаются. Не лишним будет для ознакомления с рекламационным актом захватить с собой специалиста со стороны (а идеально — работавшего с машиной, если это не делалось самостоятельно); зачастую общение двух технических людей снимает все вопросы, проверено опытом. Конечно, нужно руководствоваться все тем же здравым смыслом и в доказанных случаях признавать свои ошибки, если они таки есть. Допустим, причинно-следственная связь между магнитолой и «не заводится» найдена; это крайне редко, но бывает. Вышедший из строя блок заменен, ошибка устранена — за счет покупателя или установщика (что для покупателя легче). Дальше, поломался, например, переключатель поворотов — а тут уже гарантия продолжается, и попытка отказать не катит.
Кстати, на некоторых СТО записи в гарантийную книжку о доп. оборудовании НЕ ДЕЛАЮТСЯ! Этим тоже можно пользоваться, но осторожно.
Ну и в тяжелом случае — суд (есть хороший адвокат!) и заява в общество любви к потребителям, тоже полезно.
Еще один тяжелый момент — потеря времени и нервных клеток. Но тут тоже есть пара советов: например, взять на это время машину в прокате, или ездить на такси, в котором дают чеки, взять нужную справку у врача — это все пригодится в суде; тут полезно знать ст. 21 Закона Украины «О защите прав потребителей»
«Стаття 21. Недействительность условий Договора, условия которого нарушают права Потребителя.
Умови договору, що обмежують права споживача порівняно з правами, встановленими законодавством, визнаються недійсними. Якщо в результаті застосування умов договору, що обмежують права споживача, споживачеві завдано збитків, то вони повинні бути відшкодовані винною особою у повному обсязі.
Споживач має право на відшкодування збитків, завданих йому виробником (виконавцем, продавцем) у зв’язку з використанням останнім переваг свого становища у виробничій чи торговельній діяльності.»
Ну и лучше всего, конечно, по вопросам дополнительного оборудования своего нового автомобиля обратиться в опытную фирму, умеющую решать подобные конфликты (прошу не считать это рекламой) — в любом случае, экономия.
В виде короткой памятки будущему покупателю все вышесказанное можно подытожить следующим образом.
1. До покупки:
ознакомиться с типовым договором купли-продажи автомобиля в выбранном автосалоне и прайс-листом на доп. оборудование в соответствии со своими планами;
сравнить этот прайс-лист с возможностями, уровнем ответственности и ценами специализированных фирм или лично себя, сделать правильный выбор;
если выбор сделан в пользу автосалона, дальше не читать. Если нет: написать (и зарегистрировать) запрос в автосалон о возможности дооборудовать автомобиль в компании «Х» (прошу не считать это рекламой гыгыгы) или своими силами, если договор в явном виде это запрещает. Закон устанавливает срок для ответа; если он не получен, можно обратиться в общество любви к потребителям; если же получен отказ, унижающий репутацию компании «Х» — в компанию «Х», которая с радостью с этим ответом обратится в антимонопольный или еще куда; озвучить автосалону эти перспективы и получить правильный ответ.
2. После покупки:
в течение 3-дневного срока обмыть приобретение;
сделать с машиной все что хочется (в разумных пределах) в плане дооборудования и получать удовольствие;
при возникновении неисправности смело обращаться на гарантийное СТО, желательно сразу со специалистом, работавшим с автомобилем, и с экземпляром Порядка гарнтийного ремонта (в прицепочке);
если не решается, обратиться к адвокату, не забывая фиксировать свои расходы.
Самое смешное, что все вышеизложенное дает возможность в среднем случае сэкономить всего 200—300 баксов, т. е. как раз на обмывание; ну да такие суммы тоже на дороге не валяются. И более того, опыт говорит о том, что больше всего запугивают «гарантией» именно покупателей, назовем так, бюджетных автомобилей, для которых эти 200—300 более важны. Странно, конечно, но нам легче по новой А8 решить вопросы, чем по новому Ланосу. Хотя, может, и ничего странного, а просто у разных продавцов отношение к покупателям разное.
Источник:
http://auto.online.ua/