Чтобы понять, что себя на асфальте
ведет лучше шипованная и
нешипованная резина - надо начать с
вопроса о нешипованной резине:
Нешипованная зимняя резина бывает
2-х типов: 1) Для "мягкой" зимы, когда снег выпадает достаточно редко, дороги
хорошо чистятся и т.д. - это скорее
"всесезонка". То есть резина
рассчитанная на то, чтобы в случае
снегопада или льда медленно и аккуратно добраться до дома. Такю
резину называют "Европийской зимней нешипованной". То есть
основной упор в этой резине сделан
просто на эксплуатацию на холодном
асфальте. У нее относительно мало ламелей (мелких канавок на
протекторе), и состав резины
достаточно жесткий. То есть эта резина великолепно ведет себя на
асфальте, и «терпимо» на снегу и
льду (позже объясню почему); 2) Другой тип зимней резины,
рассчитан на абсолютно иные
условия "скандинавская зимняя
нешипованная резина», она же «липучка». Эта резина рассчитана на
эксплуатацию по снегу и льду, но не любит асфальта. В данном типе
покрышек, используются крайне
мягкие сорта резины, она сильно
испещрена ламелями. В итоге
поведение на снегу лучшее чем все остальные, на льду приближается по своим свойствам к шипованной
резине… но вот на асфальте – не
любит она асфальт.
Именно составом резины и
количеством ламелей, определяются
свойства обоих типов покрышек! Для снега и асфальта нужны кардинально противоположные
свойства!
Снег требует мелких зубцов и отвода
воды из пятна контакта (а она
появляется даже при -15, давление повышает температуру,
свидетельство тому – появление ледяного наката в снежной колее).
То есть в пятне контакта протектор
так должен деформироваться, чтобы
и воду отводить, и крайне мелкие зубцы (пусть и резиновые)
«выдвигать». Именно этим
объясняются мягкая резина на «скандинавских» шинах, и большое
количество ламелей. То есть в пятне
контакта мягкая резина деформируется, ламели
«раскрываются» выставляя свои
срезы как зубцы, а в промежутке
образуется на сотые доли секунды вакуум, который втягивает воду, а
на льду работая как присоска, липнет к дороге (откуда название
«липучка»).
Но на асфальте нужно чтобы
протектор прилегал именно плоской
частью к покрытию, при этом и воды меньше! «Скандинавская» шина в пятне контакта «расплылась» и
вместо плоскости – выставила те
самые зубцы. Да и покрытие не
гладкое как полированный лед,
присосаться не к чему! Какое уж тут
сцепление – когда протектор работает не правильно! В то же время выполненная из более
твердого состава «европейская
резина» с меньшим количеством
ламелей – тут работает «как надо», и
протектор не деформируется, и вода отводится достаточно успешно.
Зато «европейка» на снегу и льду, лишенная «зубов» и с худшим
отводом воды из пятна контакта –
сильно «здает».
Какой вывод? Вывод простой: ездишь по льду и снегу, изредка
попадая на асфальт – покупай
«скандинавские» шины. Ездишь по асфальту изредка попадая на лед и
снег – покупай «европейскую»
зимнюю резину, но на льду и снегу – будь трижды аккуратен (а то и
вообще откажись от поездки).
А что шипованная резина?
ТО что благодаря шипам – такая резина много лучше ведет себя на
льду – понятно, а как она ведет себя на асфальте и снегу? Ее поведение
определяется как и в
вышеназванных случаях
конструкцией!
Чтобы шипы держались – вокруг шипов ламелей быть вообще не должнои и резина должна быть
пожестче (иначе шипы повылетают
на первых же километрах),
протектор должен мало
деформироваться в пятне контакта,
чтобы шипы занимали правильное положение! ТО есть зимняя шипованная резина тверже чем
«скандинавская нешиповка». В то же
время резина все же не каменная,
поэтому шипы на асфальте
достаточно просто утапливаются внутрь протектора (вообще
выступают всего на высоту около 1 мм.). В результате шипованная
резина на асфальте ведет себя
НАМНОГО ЛУЧШЕ «скандинавской
нешиповки»!!! Хотя и проигрывает «европейской нешиповке»!
На снегу ситуация обратная, часто
шиповання резина чуть хуже чем «скандинавская нешиповка», но
существенно лучше чем
«европейская нешиповка»! И это подтверждается тестами и
замерами, как производителей так и
независимыми тестами.
Так что именно шипованная резина наиболее универсальна! И если у Вам
регулярно и по асфальту приходится ездить, и по снегу со льдом – то
лучше взять шипованную резину!