К сотне известных ей способов отъема денег у населения Киевская городская администрация недавно добавила еще один: штраф за парковку автомобилей на газонах.
Идея, в общем-то, правильная. Кто ж спорит, парковаться на зеленой зоне – это свинство и неуважение к городу, который пока еще красив, хоть местами и обезображен.
Вопрос в другом: какая цель взимания штрафов и куда идут деньги, собранные с водителей таким образом? Разве пример работающих блокираторщиков и эвакуаторов не доказал, что все собранные штрафы (кстати, незаконно) чиновники КМГА благополучно рассовывают по благотворительным фондам, которые для руководства мэрии часто служат вроде портмоне для финансирования усилий по завоеванию «электоральных» симпатий?
В понедельник, 30-го марта, в мэрии состоялось первое заседание Административной комиссии Киевгорадминистрации, которая рассматривала дела нарушителей «Правил благоустройства города». Около трехсот (как минимум) водителей в марте получили «письма счастья» приблизительно такого содержания: «Дорогой друг! Ваш автомобиль такого-то числа такого-то месяца был припаркован на зеленой зоне по такому-то адресу. Своими действиями вы повредили без возможности восстановления 7 кв.м. зеленых насаждений, за что должны теперь заплатить коммунальному предприятию «Киезеленбуд» 454 грн. в качестве возмещения ущерба. Приглашаем вас 30-го марта 2009 г.в Киевскую горадминистрацию для участия в заседании Админкомиссии, которая и будет рассматривать ваш проступок».
К письму иногда прилагалось распечатанное на принтере фото «застуканного» автомобиля. То, что на фотографии автомобиль часто стоял на обочине дороги, а вовсе не на газоне – авторов писем не смущало. То, что в сопроводительных документах были перепутаны улицы и номера домов – тоже, по мнению чиновников, мелочь. Бывали и иные курьезы, например, одной девушке пришло письмо с фотографией, на которой был крупным планом снят бампер и номерной знак. И все! Где ее машина стоит, может на парковке возле магазина, – понять не представляется возможным.
В общественную организацию «Комитет Прямого Действия» (К.П.Д.) накануне заседания админкомиссии обратилось несколько водителей, которые просили прояснить: имеет ли право КМДА взыскивать с автовладельцев такую сумму? Оказалось, что, как и в случае с упомянутыми блокираторщиками и эвакуаторами, мэрия решила применить старый добрый принцип: «если нельзя, но очень хочется, то можно». 454 гривни с каждого водителя – деньги неплохие, так что смысл надрываться чиновникам был. Хотя Кодекс об Административных нарушениях (статья 40) четко устанавливает: «Административная комиссия местного органа власти наделена полномочиями взыскивать нанесенный ущерб только в случае, если его сумма не превышает два необлагаемых минимума доходов граждан», а это – 34 (тридцать четыре гривни). Для взыскания ущерба на сумму 35 гривень и выше нужно обращаться в суд, чего сотрудники горадминистрации, естественно, делать не будут, так как для этого надо сначала оплатить госпошлину. Да и составленные левой задней ногой документы о парковке на газоне не убедят даже наших, самых «порядочных» в мире судей.
Потому и практикует «команда Черновецкого» метод гоп-стопа: брать граждан на испуг. Те, кто дрогнул перед гербовой бумажкой с требованием заплатить деньги, а то горадминистрация подаст в суд и разденет ответчика до трусов, – те деньги заплатили (к счастью, таких оказалось немного). Самые же смелые и любопытные пришли в мэрию на заседание админкомиссии, где пятнадцать хорошо упитанных и рассерженных госслужащих по одному выдергивали из коридора автолюбителей и пытались доказать им тяжесть их вины.
Правда, активистам К.П.Д. удалось перед началом заседания провести небольшой несанкционированный митинг в коридоре мэрии, где людей удалось немного успокоить и попросить задать чиновникам следующие вопросы:
Почему, владельца машины, стоящей на обочине, (где газон был только во времена княгини Ольги) обвиняют в порче зеленых насаждений? Где они, собственно, эти насаждения?
Почему с водителей требуют именно 454 гривни? А не 1454? Или 154?
Почему, наконец, нарушается 40-я статья Админкодекса, которая предписывает, что админкомиссия не имеет права поднимать вопросы «стоимостью выше» 34 гривень?
Все автомобилисты, которые задавали эти вопросы на админкомиссии, получали или устное предупреждение, или 17 гривень админштрафа. А кого-то вообще просили прийти в следующий раз, когда члены комиссии разберутся, почему доказательная база шита белыми нитками. Только к следующему разу уже истекает срок в два месяца, отводимый Админкодексом на рассмотрение дел подобного рода, а значит и обвинения автоматически снимаются.
Так что, вожделенные 454 гривни с носа в этот раз городской власти «не обломились», о чем свидетельствовали весьма злобные выказывания чиновников в адрес К.П.Д.
Повторюсь: ничего хорошего в парковке на газоне нет. За это наказывать надо жестко. Только вот, лет 7 назад, когда машин в городе было в разы меньше – никто особо на «зеленку» парковаться не лез. Стало быть, дело не в людской природе, а в том, что возле многих домов, машины просто ставить уже негде. Паркингов же в центре не построено ни одного! А стоянки часто отдаются под застройку «свечками». Вот если бы в микрорайоне был паркинг, или платная парковка не была бы забита до отказа и «особо оборзевший» водитель при этом поставил бы машину на газон – тогда да, чехвостить такого любителя авто и нелюбителя города надо по первое число.
А пока рабает простая схема: создаем невыносимые условия, при которых не нарушать невозможно, и на этом красиво зарабатываем. Ничего нового: ГАИ, налоговая и таможенники эту схему придумали давным-давно. Киевская мэрия лишь творчески ее развила.
Однако, ломается эта схема легко при соблюдении двух условия: четкое знание своих прав и настойчивое желание эти права отстоять. По телефону горячей линии «Комитета Прямого Действия» 8-098-55-2-77-00 могут подробно рассказать и о том, и о другом.
Дмитрий ГНАП, Комитет Прямого Действия (К.П.Д.)