В ближайшем будущем" в Москве будет введен запрет на въезд в центр города легковых автомобилей, не соответствующих экологическому стандарту Евро-3. Это означает, что в центр города не смогут легально въехать не только почти все старые и новые ВАЗы, но и целый ряд проданных до 2008 г. иномарок отечественной сборки.
Новые инициативы мэра Москвы по повышению экологических стандартов для московских грузовых автомобилей, о которых RB.ru писал во вторник, - только начало. О самых интересных планах по борьбе за чистоту московского воздуха уже после официальных заявлений Юрия Лужкова рассказал в интервью газете "Известия" его подчиненный Леонид Бочин, который возглавляет департамент природопользования и охраны окружающей среды Москвы.
Въезд в центр Москвы запретят даже с Евро-2
На вопрос, будут ли введены запреты для легковых автомобилей, Бочин ответил: "Да, в ближайшем будущем. Причем въезд в центр будет разрешен только для легковушек не ниже стандарта Евро-3. Подобная практика существует во многих крупных городах мира, чтобы облегчить существование людей в мегаполисе. Федеральный закон "Об охране атмосферного воздуха" позволит нам это сделать".
Если подобный запрет действительно будет введен, то легально находиться в центре Москвы смогут лишь самые дорогие отечественные автомобили и почти все иномарки, кроме самых старых и дешевых. Предполагается, что с 1 января 2008 г., все производимые на территории России и ввозимые автомобили, новые и подержанные, должны будут соответствовать стандарту Евро-3. Большинство производителей без проблем смогут перейти на выпуск таких машин, однако большое количество автомобилей, производимых и продаваемых сейчас, Евро-3 не соответствуют.
Ни Lada, ни Renault, ни Daewoo
Достаточно сказать, что из четверки лидеров по продажам среди новых иномарок в России лишь Ford Focus сейчас соответствует стандарту Евро-4, а остальные три "народных" модели: Renault Logan, Chevrolet Lanos и Daewoo Nexia, продающиеся в России, согласно спецификациям российских дилеров, сертифицированы только по Евро-2.
Что касается отечественных автомобилей, то здесь ситуация не лучше. Автомобили Lada старше семейства Kalina и Priora, например, все Lada 110-й серии и Lada Samara выпускаются только по нормам токсичности Евро-2. Что касается последних моделей, то у Priora все модели имеют Евро-3, а в семействе Kalina есть модификации, как на Евро-2, так и на Евро-3.
Если предположить, что запрет на въезд в центр Москвы для неэкологичного (ниже Евро-3) транспорта, будет введен хотя бы через два года, то это вызовет целую массу проблем. Не очень ясно, как именно город будет контролировать соответствие стандартам, ведь по внешнему виду отличить, например, Renault Logan выпуска до 2008 г. от модели, выпущенной позже и соответствующей норме, невозможно.
Экологический знак или деньги
Если запрет для легковых автомобилей, будет работать так же, как и для грузовиков, то все машины, которые въезжают в центр города, должны будут получить индивидуальный "экологический знак автотранспортного средства". Контроль же возложат на инспекторов ГИБДД, которым, как обещает Бочин, разрешат серьезно штрафовать нарушителей.
Насколько эффективно будет работать такая система, неизвестно. Однако, как говорят представители автотранспортной отрасли, сейчас отсутствие у водителя грузовика разрешения на въезд в центр или вопрос с экологическим соответствием транспорта решается при помощи взяток.
Как пишет газета "Известия", со ссылкой на активистов межрегионального профсоюза водителей-профессионалов, годовой талон на въезд грузового транспорта в центр Москвы на черном рынке можно купить за 3,5 тыс. рублей. Причем его отсутствие тоже не проблема.
Руководитель межрегионального профсоюза водителей-профессионалов Александр Котов рассказывает: "В прошлом году мы провели эксперимент: два часа наблюдали за гаишниками, которые проверяли разрешения на въезд в центр города. За это время постовые смогли собрать с водителей грузовиков без документов около 12 тыс. рублей, развернув восвояси только одну фуру. Причем, судя по реакции водителя, он сам отказался оплатить проезд. Самый лапидарный разговор между шофером и милиционером длился 23 секунды - этого времени как раз хватило, чтобы обменяться короткими фразами и передать деньги, - процедура отработана до автоматизма".