що ніхто самостійно сальника не міняв?
Сальник менял, снимать придётся полностью (буков напишу много).
Опишу некоторые эпизоды и трудности, которые могут возникнуть.
Прошлый 2016 год, январь -25С, вот тут оно и "выстрелило". Ехал с работы (40 км). За 2 км до двора почувствовал что с рулём что-то не так, а при заезде во двор руль уже очень туго поворачивался. Заехал, быстренько заглушил, осмотрелся, глянул в бачок ГУР, а там пустота.
На вид и по инфо с интернета, определённо, потёк верхний сальник рейки.
Потом была эпопея с поиском сальника. Трудно поверить, но ни на одном автобазаре или инет-магазине Харькова, сальника 20х30х5\6 не нашлось, а продавцы как заговорённые пытаются продать новую рейку, объясняя что они не ремонтируются или надо ремонтить на спец. СТО задорого. Пришлось в инете заказать копеечный сальник (45грн.)(Corteco CR01016544B 20х30х5/6) и ждать почти неделю доставки и выходных чтоб начать ремонт.
Суббота. Начало.
Залил масла в бачок ГУР и поехал в гараж к отцу, он ещё обещал помогать, так спец. по ремонту движков для дизельных эл. станций, главное найти описание что и как делать.
Откачал масло из бачка ГУР маленькой помпой из-под шампуня (благо сейчас косметики навалом с помпами, на нос помпы надеваешь ПВХ трубку нужной длины и перекачивай что хочешь)
Потом, снял с авто АКБ (4), отсоединил от бачка ГУР (5) обратную трубку, вставил в неё через штуцер трубку (3) ПВХ 10 мм. Потом на вход бачка ГУР присоединил кусок резиновой шланги 7 см длиной с Д=10 мм, со вставленным золотником (1), (2), для уплотнения подмотал изоленты. Под крышку бачка ГУР подложил полиэтиленовый пакет, чтобы бак был закрыт герметично (т. к. в крышке есть небольшое отверстие). К золотнику подсоединил насос и рукой выкачал масло.
Потом снял рейку с подрамником. Вот такая обнаружилась "картина".
Снят пыльник и...
(1) стопорное кольцо, (2) втулка с сальником и подшипником, (3) чуток виднеется сам сальник. Коррозия и грязь в виде масла с песком.
Причина всего этого - пыльник, который одной стороной снялся с рейки и грязь попадала со стороны моторного отсека на верхний сальник рейки.
Уёб...ные чудеса инженерной мысли встречаются не так редко, мне например встречалась уё...я эргономика интерфейса немецкого ПО SAP, уё...я эргономика японских принтеров Epson, сминающих бумагу. Теперь вот немецкая рейка. Вот этот пыльник. Вот эти "ушки" (2) уже выкрутились, непонятно вообще как оно может нормально держаться на рейке.
(1)- гайка регулировки усилия на руле, при разборке надо поставить метки, чтоб выставить как было ранее.
Ну да ладно. Для замены сальника, всего-то нужно сверху вынять стопорное кольцо, снизу открутить гайку золотника, и легонько бить по его валу, чтоб вынять.
Били-били... били-били, били..., не то чтоб сильно - ху..ли медной болванкой по валу так... а оно не поддаётся.
Потом около часа танцев с бубнами, попыток подковырнуть обойму, выпресовать чем-то, и поиск других идей ни к чему не привели.
Конечно, конечно ВД-шкой замачивали. Даже были бредовые идеи начать высверливать обойму с сальником. И подумывал взять болгарку и разрезать рейку нна.. и почему я не послушался на рынке "тарганов" и не купил новую рейку сразу?
"Перерывчик" на пару часов, пошел к себе домой (т.к. только там инет), чтоб поискать инфо где и что я мог упустить о разборке рейки.
Ничего нового не нарыл, план был продолжать снизу выбивать вал. Возвращаюсь в гараж, тут меня батя обрадовал - выбил.
Проблема была такая, та грязюка и коррозия сверху пошли по обойме, и обойма почти приросла внутри рейки (спасибо немцам)(а на других авто, например лачети или авео 1,5 нет внутренней металлической обоймы).
В общем помыл, зачистил коррозию. На валу золотника в посадочном месте сальника протёрта канавка, батя говорит укоротим пружинку на сальнике чтоб плотнее сидел и собираем. Загнал золотник с обоймой сальника (она теперь вставляется просто руками без усилий) в рейку. Начал прикручивать золотник, увидел что там медная стружка (попала в процессе выбивания), дай думаю выйму назад золотник и уберу стружку, что было всё идеально.
Вынял золотник, он в руках у меня, и опа... из него выпала какая-то стальная маленькая штучка. Чё это, и откуда? Опа... и распределительная юбка почему-то проворачивается на валу золотника. Должно так быть, иль нет? Крутил вертел в руках пока не снялась юбка. А маленькая штучка оказалась куском переломаного штифта.
"Финита ля комедия" - первые мысли. И поступающие предложения от "помощников" типа "Давай добавлю денег на новую рейку".
Вот нарыл в интернете фото - человеку восстанавливали вал золотника. (3) обойма с сальником и подшипником, стрелкой показано место где она находится на валу. Это место (там была канавка) восстановлено наращиванием металла и шлифовкой. (1) здесь прикручивается вал золотника к рейке снизу, сюда надо легонько бить чтоб его вынять. (4) выбив этот штифт, можно полностью разобрать золотник. (2) штифт соединяет с валом золотника распределительную юбку (много дырок, через них распределяется усилия и масло или в левую или в правую часть рейки). Эту фотку использовал чтобы знать хотя бы, что там внутри рейки.
Штифт сломался вот почему. При ударе в т.(1) вал пошел в право с юбкой (2) (соединены штифтом), юбка упёрлась в обойму(3), которая "приросла" к рейке внутри. Штифт сломали, но и обойма выбилась.
Такой золотник в магазине не купишь! Варианты выхода из ситуации были следующие: 1) раз мы не немцы, то попытаемся как-то сами починить (всё равно от этого мы ничего не теряем) 2) можно попробовать отправить золотник на восстановление спецам 3) новая рейка.
Работы отложены до следующего дня, т.к. надо было ещё нарыть инфу, как золотник устроен и как работает, что из себя представляет штифт, может получиться найти готовый.
Лучше не знать такого гемора никому. Штифт калённый около 1см длина и переменного диаметра, с одной стороны 5мм, с другой около 4,6мм, да ещё и не симметричный (в общем немцы западло ещё то), хрен такой купишь. Решили точить сами вручную из иглы (тоже калённая, около 8мм диаметром) для топливного насоса дизельного движка. Игла зажимается в дрель, и вращается в одну сторону, а камень на точиле - вращается в другую, минут за 30 что-то может получиться. И получилось с третьей попытки.
Лучше не знать такого гемора никому. Осколок штифта калённого, высверлить практически нереально. Танцы с бубнами, поиски идей, изготовлена приспособа, чтоб выдавить осколок из внутренней стороны уже разобранного вала.
Лучше не знать такого гемора никому. Штифт вставлен в вал, юбка не налазит, если штифт вставить глубже - то юбка практически не держится за штифт. Вставить штифт (2) сверху невозможно, т.к. он переменного диаметра, дырка в валу 5 мм, в юбке 4,6 мм (т.е. сквозь юбку не пройдёт). Как же этот долбанный золотник собрать...? Вот так и закончился второй выходной.
3-й день ремонта. Понедельник, после работы. Лучше же конечно валяться перед экраном в тепле, чем ломать себе мозг и крутить гайки в холоде. Но золотник собран. Технологию невозможно словесно и эмоционально описать.
Ещё остались сомнения по поводу коррозии самого вала. Вот такая "канава" проточилась на моём. Стоит ли вал отдавать на восстановление...
(1) - следы от подшипника, (2) канавка от старого сальника.
Решение снова было найдено, надо сместить положение сальника немного влево (благо внутри обоймы место есть) и положение пружинки нового сальника будет уже в месте, где вал не повреждён коррозией.
Порывшись по сумкам с крепежом, о чудо, была обнаружена шайба, размерами идеально подходящая. Как будто её для этой рейки и сделали.
Размер виден на фото. Толщина где-то 1-1,5 мм. Шайба вложена в обойму, затем сальник и подшипник (был в норме). И обойма посажена на вал. Рейка собрана.
Резиновое говнище, типа пыльника, держалось плохо. Поэтому оно так смешно выглядит на фото, примотанным капроновой ниткой. Ночь. Пора спать.
4-й день. Вторник, после работы. Рейка установлена, машина собрана. Масло в ГУР залито. Пробный заезд - ГУР работает.
Потёк верхний сальник рейки в январь 2016 г. на пробеге 155 тыс. км.
Сейчас на январь 2017 г. уже 177 тыс. км. - полёт нормальный.