Вот интересная статейка по теме из газеты "Деловая Столица"
Известно кто виноват, и вроде понятно что нужно делать, но вот вопрос - кто будет менять ситуацию? В газовом вопросе все крышуется на самомом высоком уровне.
Статья
С начала июля розничная стоимость автогаза подскочила на 10%. Этот факт заставил многих автомобилистов задуматься о переходе на бензин, цены на который стабильны уже несколько недель подряд. Но крупнейших операторов газового рынка риск потери части клиентов не беспокоит, ведь удорожание пропан-бутана повысило их маржу на его перепродаже до $1 тыс. на тонне. Бутановая партия
В последнее время объемы продаж сжиженного газа в стране били все рекорды, достигая 80 тыс. т в месяц. Потребительский бум был обеспечен относительной ценовой стабильностью пропан-бутана на фоне стремительного удорожания его основного конкурента — бензина. Этот факт дал повод профильным экспертам спрогнозировать рекордный объем продаж автогаза по итогам текущего года — до 900 тыс. т. Но пару недель назад эти надежды поставил под угрозу стремительный рост цен на сжиженный газ: с начала июля его стоимость подскочила на 10% — до 6,1 грн./л. При этом в соревнованиях по оперативности смены табличек на стелах АГЗП традиционно победили столичные операторы, и сейчас литр пропан-бутана в Киеве продается в среднем по 6,5 грн.
Понимая, что столь динамичное повышение стоимости автогаза отпугнет клиентов, участники рынка заявили об искусственном создании дефицита топлива на рынке и начали искать «крайнего». Одной из первых под горячую руку попала «ТНК-ВР Коммерс» Михаила Фридмана. Ее конкуренты уличили в активном экспорте пропан-бутана, производимого подконтрольным этой российско-британской группе Лисичанским НПЗ (завод уже второй месяц подряд активно вывозит в Россию до 80% производимого им горючего). Но «танкисты» тут же открестились от обвинений конкурентов. «В июне лисичанское предприятие поставило на внутренний рынок весь объем выработанного за месяц сжиженного газа — около 7 тыс. т. В рамках долгосрочного контракта по давальческой переработке нефти за пределы страны было отгружено только 500 т этого продукта», — сообщила пресс-служба ООО «ТНК-ВР Коммерс».
Понятно, что при среднемесячном потреблении пропан-бутана в Украине в 60 тыс. т вывоз за границу столь незначительного объема газа не мог вызвать его острую нехватку на рынке. По данным «ДС», реальной причиной дефицита стало блокирование поставок импортного топлива в страну. С начала года Государственная таможенная служба (на основании внутреннего приказа «Об усилении контроля над соответствием классификации сжиженного газа») проводит отбор проб с импортных партий горючего. Но если изначально он был выборочным, то с июня стал системным. Это привело к тому, что процесс оформления партий с этим энергоресурсом начал затягиваться на неделю, а в последние несколько дней из-за отсутствия пробников время растаможивания увеличилось до двух-трех недель. В итоге уже в последних числах июня в украинской рознице начала ощущаться нехватка пропан-бутана.
Рабочее давление
Усложнение процедуры ввоза импортного сжиженного газа в Украину совпало с заявлением «Белоруснефти» (входит в состав концерна «Белнефтехим») о готовности нарастить в текущем году в сравнении с 2010 г. его поставки на наш рынок в 6,5 раза — до 60 тыс. т/год. «В ближайшее время мы объявим тендер на долгосрочные поставки пропан-бутана. Готовы заключать годовые договоры и гарантировать ежемесячно объемы до 5 тыс. т», — отметил замгендиректора по обеспечению углеводородным сырьем и реализации продукции «Белоруснефти» Сергей Каморников. Совпадение амбициозных планов белорусов с задержкой оформления импортного автогаза украинскими таможенниками можно было бы объяснить желанием последних оградить отечественных производителей топлива от экспансии внешних конкурентов, которые и так занимают почти четверть нашего рынка. Но «Укрнафта» и «Укргаздобыча», на которые приходится около 60% производства сжиженного газа в Украине, уже давно не нуждаются в такой защите, потому что они продают его по запредельно низким ценам — 2,13 тыс. грн./т. Другой вопрос, что получить доступ к этому ресурсу рядовые трейдеры не могут, так как он реализуется на специализированных аукционах, в которых имеют право участвовать только предприятия, покупающие пропан-бутан для удовлетворения нужд населения.
Как уже сообщала «ДС», реальное потребление баллонного газа украинцами составляет около 10 тыс. т/месяц, но по факту сейчас на спецаукционах продается в четыре раза больше горючего. Причиной является постановление Кабмина №601 от 21 июля 2010 г. «О внесении изменений в правила продажи энергоресурсов». В соответствии с ним производители пропан-бутана с контрольной государственной долей в уставном капитале (к ним относятся упомянутые «Укрнафта» и «Укргаздобыча») обязаны формировать объемы предлагаемого к продаже топлива на основании заявок покупателей. Как только это правило вступило в силу, заявки покупателей, желающих «удовлетворить» нужды населения в сжиженном газе, стремительно выросли. Невиданный спрос обеспечила группа компаний из Харьковской области («Харьков-СПБТ», «Укрхарьковгазпоставка-2009», «Запорожгаз-2000», «Крымбутангаз», «Луганскпропангаз», «Черкассы-газснаб», «Луганскснабгаз» и «Модус-вивенди»), выкупающая до 80% энергоресурса, выставляемого на спецаукционы. Впоследствии они перепродают газ отечественным трейдерам или экспортируют его. Остальные 20% пропан-бутана традиционно скупают на спецаукционах гор- и облгазы, которые реализуют его населению.
Таким образом, в Украине с прошлого года действует схема, при которой «Укрнафте» и «Укргаздобыче» попросту нечего выставлять на коммерческие торги, в которых могут участвовать все желающие трейдеры. Поэтому последним ничего не остается, как закупать газ у вышеперечисленной группы харьковских компаний. Об этом хорошо знают в Министерстве энергетики и угольной промышленности, представители которого обладают большинством голосов в аукционном комитете, имеющем право допуска компаний-покупателей пропан-бутана к спецаукциону. Но, судя по тому, что круг участников этих торгов остается стабильным уже много месяцев кряду, монополизация «харьковчанами» рынка купли-продажи отечественного автогаза устраивает ведомство Юрия Бойко. Возможно, это связано с тем, что Юрий Анатольевич чувствует социальную ответственность перед Харьковским регионом, в котором расположен единственный государственный производитель сжиженного газа — Шебелинский ГПЗ. При этом посильный вклад в благополучие харьковских участников спецаукционов вносят таможенники. Ведь благодаря тому, что сейчас они фактически заблокировали поставки импортного топлива в Украину, оптовая цена на него на внутреннем рынке за считанные дни подскочила на 30% — до более чем 10 тыс. грн./т. Благодаря этому разница между ценой покупки газа на спецаукционах «харьковчанами» (2,13 тыс. грн./т) и нынешней его рыночной стоимостью выросла до исторических 8 тыс. грн./т. И если эту цифру умножить на ежемесячный объем выкупаемого ими горючего (порядка 30 тыс. т), выходит, что их заработки на его перепродаже достигают 240 млн грн. в месяц.
Источник:
"Деловая Столица"