Прошу поделиться опытом эксплуатации необслуживаемых автомобильных аккумуляторов (АКБ). Вопрос возник в связи со следующим. Мне достался в наследство с купленной б/у машинкой соответствующий АКБ – Delkor 12V 55AH 550CCA 90RC (Свинцово-кальциевая, пусковой ток 550А). Определить возраст АКБ я так и не смог. Ему может быть запросто все 6 лет. За три месяца эксплуатации меня он не подводил, мотор запускался так сказать с пол оборота, даже после недельного простоя при -2..-11. После одного из простоев (езжу я немного) померял напругу на АКБ на холодном двигателе – 11,9В. Показалось маловато, возможно АКБ разрядился из-за нечастых коротких поездок. При работающем двигателе на АКБ – 14,8В, т.е. норма. Принял решение АКБ снять и зарядить. Слышал, что необслуживаемые АКБ на машинке могут хронически недозаряжаться, поскольку для них зарядное напряжение должно быть на уровне 15,5..16В, а штатный генератор с реле-регулятором не обеспечивают таких условий. Некоторые ставят как доработку диод, который повышает сетевое напряжение приблизительно на 0,8..1,0В, но на мой взгляд это отрицательно сказывается на других потребителях, например, на лампочках.
Итак, начал зарядку АКБ. Тренировку или десульфатацию решил отложить на потом, сначала хотелось определить общее состояние батареи, насколько хорошо она берет заряд.
В качестве зарядника взял мощный выпрямитель с регулировкой выходного тока. Он имеет два стрелочных прибора: амперметр и вольтметр. К сожалению, нет возможности определить стабилизирует он ток или напряжение, поэтому на всех стадиях заряда производился контроль и подрегулировка напряжения. Вроде бы необслуживаемые АКБ любят когда их заряжают именно при постоянстве напряжения. В качестве уровня выбрал 15,5..16,0В. Но вначале заряда ток ограничил 2..3А. Предполагаемая продолжительность заряда: до момента неизменности тока и напряжения в течении 2-3 часов, ведь степень начальной разряженности тоже можно было определить очень примерно, где-то 50%. Весь цикл заряда реально длился 12ч30мин при следующей хронологии:
[Время] [Ток,А] [Напряжение,В]
10:30 2,80 13,80
10:40 2,70 14,60
11:00 2,20 15,40
13:30 1,40 15,70
15:30 1,00 15,60
16:30 0,60 15,60
23:30 0,60 15,60
АКБ заряжался при комнатной температуре. На ощупь электролит не нагревался. Приложив ухо можно было услышать образование пузырьков, напоминающее бутылку с газировкой. Обычное это явление или нет, мне судить тяжело, но я читал что бурное газообразование может быть в конце заряда. Я же наблюдал равномерное газовыделение на всем цикле зарядки. Да, кстати уровень электролита просматривается через пластмассовый корпус АКБ и находится от верхней крышки на расстоянии 25..30мм. После заряда на глаз уровень не изменился.
Сразу по окончании заряда напряжение на АКБ составило 13,28В. После 12 часового простоя в темном и прохладном месте (15 гр.С) упало до 13,05, а еще через сутки – 12,98В.
Я не уверен, может быть заряд нужно было продолжать? Кто-то может по представленным данным дать оценку состояния АКБ, а также рекомендации по дальнейшей эксплуатации. Я предполагаю минимально использовать АКБ в зимний период, а хранить её собираюсь в полностью заряженном состоянии, в том же прохладном месте.
Также интересно узнать о применяемых зарядных, зарядно-восстановительных устройствах. В общем, кто и чем пользуется, и каковы результаты?
Всем откликнувшимся заранее огромное спасибо!