ИСТОРИЯ МАЙЯИсторический и современный индейский народ, создавший одну из самых высокоразвитых цивилизаций Америки и в целом Древнего мира. Некоторые культурные традиции древних майя сохраняют ок. 2,5 млн. их современных потомков, представляющих более 30 этнических групп и языковых диалектов.
ДРЕВНИЕ МАЙЯ
Среда обитания. В течение I - начале II тысячелетия н.э. народ майя, говорящий на различных языках семьи майя-киче, расселился на обширной территории, включающей южные штаты Мексики (Табаско, Чьяпас, Кампече, Юкатан и Кинтана-Роо), нынешние страны Белиз и Гватемалу и западные районы Сальвадора и Гондураса. Эти территории, расположенные в тропической зоне, отличаются разнообразием ландшафтов. На гористом юге протянулась цепь вулканов, частью действующих. Когда-то здесь на щедрых вулканических почвах произрастали мощные хвойные леса. На севере вулканы переходят в известняковые горы Альта-Верапас, которые дальше к северу образуют известняковое плато Петен, отличающееся жарким и влажным климатом. Здесь и сложился центр развития цивилизации майя классической эпохи. Западную часть плато Петен дренируют реки Пасьон и Усумасинта, впадающие в Мексиканский залив, а восточную - реки, несущие воды в Карибское море. К северу от плато Петен влажность понижается вместе с высотой лесного покрова. На севере Юкатекских равнин влажные тропические леса сменяются кустарниковой растительностью, а на холмах Пуук климат настолько засушлив, что в древности люди селились здесь по берегам карстовых озер (сенот) либо сохраняли воду в подземных резервуарах (чультун). На северном побережье полуострова Юкатан древние майя добывали соль и торговали ею с жителями внутренних областей.
Ранние представления о древних майя. Первоначально считалось, что майя проживали на обширных территориях тропических низменностей небольшими группами, занимаясь подсечно-огневым земледелием. При быстром истощении почв это заставляло их часто менять места поселений. Майя отличались миролюбием и проявляли особый интерес к астрономии, а их города с высокими пирамидами и каменными строениями служили также жреческими церемониальными центрами, где люди собирались для наблюдений за необычными небесными явлениями. По современным оценкам, древний народ майя насчитывал более 3 млн. человек. В далеком прошлом их страна была самой густонаселенной тропической зоной. Майя умели сохранять плодородие почв в течение нескольких веков и превращать малопригодные для сельского хозяйства земли в плантации, где выращивали маис, бобы, тыкву, хлопок, какао и различные тропические фрукты. Письменность майя основывалась на строгой фонетической и синтаксической системе. Дешифровка древних иероглифических надписей опровергла прежние представления о миролюбии майя: многие из этих надписей сообщают о войнах между городами-государствами и о пленниках, принесенных в жертву богам. Единственное, что не подверглось пересмотру из прежних представлений, - исключительный интерес древних майя к движению небесных тел. Их астрономы очень точно вычислили циклы движения Солнца, Луны, Венеры и некоторых созвездий (в частности, Млечного пути). Цивилизация майя по своим характеристикам обнаруживает общность с ближайшими древними цивилизациями Мексиканского нагорья, а также с отдаленными месопотамской, древнегреческой и древнекитайской цивилизациями.
Периодизация истории майя. В архаический (2000-1500 до н. э.) и в ранний формативный периоды (1500-1000 до н. э.) доклассической эпохи в низменных районах Гватемалы обитали небольшие полубродячие племена охотников и собирателей, питавшихся дикими съедобными кореньями и плодами, а также дичью и рыбой. Они оставили после себя лишь редкие каменные орудия да несколько поселений, определенно датированных этим временем. Средний формативный период (1000-400 до н.э.) - первая сравнительно хорошо документированная эпоха истории майя. В это время появляются мелкие земледельческие поселения, разбросанные в джунглях и по берегам рек плато Петен и на севере Белиза (Куэльо, Кольха, Кашоб). Археологические данные говорят о том, что в эту эпоху майя не имели помпезной архитектуры, деления на классы и централизованной власти. Однако в последующий поздний формативный период доклассической эпохи (400 до н.э. - 250 н.э.) в жизни майя произошли серьезные изменения. В это время строятся монументальные сооружения - стилоботы, пирамиды, площадки для игры в мяч, наблюдается бурный рост городов. Внушительные архитектурные комплексы возводятся в таких городах, как Калакмуль и Цибильчальтун на севере полуострова Юкатан (Мексика), Эль-Мирадор, Яшактун, Тикаль, Накбе и Тинталь в джунглях Петена (Гватемала), Серрос, Куэльо, Ламанай и Номуль (Белиз), Чальчуапа (Сальвадор). Происходит быстрый рост возникших в тот период поселений, таких как Кашоб на севере Белиза. В конце позднего формативного периода развивается меновая торговля между удаленным друг от друга поселениями. Больше всего ценятся изделия из нефрита и обсидиана, морские раковины и перья птицы кецаль. В это время впервые появляются острые кремневые орудия и т.н. эксцентрики - изделия из камня самой причудливой формы, иногда в виде трезубца или профиля человеческого лица. Тогда же складывается практика освящения зданий, устройства тайников, куда помещались изделия из нефрита и прочие драгоценности. В последующий ранний классический период (250-600 н.э.) классической эпохи майяское общество сложилось в систему соперничающих городов-государств, каждый со своей царской династией. Эти политические образования обнаруживали общность как в системе управления, так и в культуре (язык, письменность, астрономические знания, календарь и т.д.). Начало раннего классического периода приблизительно совпадает с одной из древнейших дат, зафиксированных на стеле города Тикаль, - 292 н.э., что в соответствии с т.н. "долгим счетом майя" выражается цифрами 8.12.14.8.5. Владения отдельных городов-государств классической эпохи простирались в среднем на 2000 кв. км, а некоторые города, например Тикаль или Калакмуль, контролировали значительно большие территории. Политическими и культурными центрами каждого государственного образования являлись города с пышными сооружениями, архитектура которых представляла собой местные или зональные вариации общего стиля майяского зодчества. Здания располагались вокруг обширной прямоугольной центральной площади. Их фасады обычно украшали маски главных богов и мифологических персонажей, вырезанные из камня или выполненные в технике штукового рельефа. Стены длинных узких помещений внутри зданий часто расписывались фресками с изображениями ритуалов, праздников, военных сцен. Оконные перемычки, притолоки, лестницы дворцов, а также отдельно стоящие стелы были покрыты иероглифическими текстами, иногда с портретными вкраплениями, повествующими о деяниях правителей. На притолоке 26 в Яшчилане изображена супруга правителя Щит Ягуара, помогающая мужу одевать военные регалии. В центре городов майя классической эпохи возвышались пирамиды до 15 м высотой. Эти сооружения нередко служили усыпальницами почитаемых людей, поэтому цари и жрецы практиковали здесь ритуалы, имевшие целью установить магическую связь с духами предков.
ПИСЬМО И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВОИспанский епископ францисканец Диего де Ланда (1524-1579), прибывший на Юкатан в 1549, при переводе катехизиса работал с майяским писцом над системой передачи иероглифов латинским алфавитом. Однако письменность древних майя отличалась от алфавитного письма, поскольку отдельные символы часто представляли не фонему, а слог. В результате возникших расхождений между искусственным алфавитом Ланды и майяским письмом последнее было признано не поддающимся дешифровке. Сейчас известно, что майяские писцы свободно комбинировали фонетические и семантические знаки, особенно когда такое сочетание открывало возможности для игры слов. Писцы, составлявшие интеллектуальную элиту майяского общества, изготавливали сотни манускриптов. Они писали птичьими перьями на листах бумаги из древесной коры, которые складывались "гармошкой" под переплетами, обтянутыми шкурой ягуара. Католические миссионеры считали эти книги еретическими и предавали их огню. Сохранилось всего четыре манускрипта майя, известные как Мадридский, Парижский, Дрезденский и Грольерский кодексы. В Дрезденском кодексе имеется раздел, содержащий нечто вроде календаря земледельца, где даются предсказания на будущий год и указываются жертвоприношения, необходимые для получения хорошего урожая. Предсказание засухи передано одновременно письменным способом и рисунком умирающего от жары оленя с высунутым языком. Кроме того, в Дрезденском кодексе представлены расчеты движения планеты Венеры. Мадридский кодекс дает советы, как наилучшим образом сочетать с календарным циклом разного рода деятельности, например охоту или вырезание масок. Писцы являли свое искусство не только на бумаге, но также на камне, раковинах, керамических сосудах. Надписи, выполненные в технике штука, гарантировали большую сохранность, и потому царские генеалогии майя предпочитали запечатлевать на камне. Тексты на керамике, тоже выполненные знатью, отличались более личным характером. На керамических изделиях нередко указывалось имя владельца, предназначение изделия (тарелка, блюдо на ножках, сосуд для жидкости) и даже содержимое, например какао или маис. Керамика, расписанная таким образом, часто преподносилась в дар. Художники-керамисты иногда работали совместно с мастерами письма по камню. Для росписей использовались красный, синий, зеленый и черный цвета. Лучше всего стенные росписи майя сохранились в городе Бонампак на территории нынешней Мексики. Здесь изображены приготовления к битве, сама битва и воины с длинными копьями, сражающиеся бок о бок, принесение пленников в жертву и праздничный ритуальный танец.
Майя среди насНесмотря на значительное уменьшение численности этого народа, многочисленные потомки майя все еще живут среди нас. В мире насчитывается по разным оценкам до семи миллионов потомков майя, живущих в разных странах и сохраняющих остатки своей давней культуры. Часть из них ассимилировалась в окружающую культуру, но значительное число продолжают жить по своим обычаям, разговаривая на языке майя и соблюдая ритуалы (видоизмененные, не такие кровожадные, как в древности). Наибольшее количество майя проживает в мексиканских штатах Юкатан, Кемпече, Табаско и других с труднопереводимыми названиями (Yucatán, Campeche, Quintana Roo, Tabasco, Chiapas), а также в странах центральной америки – Белизе, Гватемала, части Гондураса и Эль Сальвадора). Ассимиляция происходит в обе стороны — из языка майя в другие пришло довольно много слов, таких как “shark” (акула), “cocoa” (какао). Если захотите выпендриться перед друзьями и сказать “спасибо” по-майянски, скажите “Йак диос боотик”.
Дети майяНарод майя славился в числе прочего своим стремлением улучшить “красоту” своих детей, причем весьма варварскими способами. К примеру, детям до определенного возраста, особенно из знати, приходилось несколько часов в день носить прижатую к лицу доску, чтобы лицо стало “плоским”, что было свидетельством красоты и богоизбранности. Еще один “признак” красоты – косоглазие, которое достигалось подвешиванием маленького предмета перед глазами младенца од тех пор, пока он полностью не окосеет (жесть...) Детей называли по наименованию дня, в который они родились, при чем существовали списки названий дней с “женскими” и “мужскими” именами, и родители строго следовали принятому порядку.
Хорошие доктораМедицина в цивилизации майя была тесно связана с культурой и религией, и при этом находилась на очень высоком для своего времени уровне. Медицинскими знаниями обладали только небольшая горстка избранных — шаманы, которые являлись посредниками между материальным и духовным миром, к тому же им приходилось хорошо разбираться в медицине того времени – раны зашивались, используя человеческий волос, переломы костей сращивались, используя специальные колодки, существовали даже опытные “стоматологи”, изготавливающие зубные протезы из нефрита и бирюзы... Понятно, что такая медицина была доступна только очень немногим...
ЖертвоприношенияНесмотря на то, что человеческие жертвоприношения остались в прошлом, современные потомки майя практикуют кровавые обряды и в наше время. В качестве жертв используются, правда, куры, но сам процесс, песнопения, одежда, выпивание крови во многом остались в первозданном виде.
Майя и глюки
Майя широко применяли галюциногенные препараты (а что оставалось в то время делать?), особенно в религиозных церемониях и в медицинских целях. Определенные виды кактусов (пейотлевые), некоторые травы, грибы, табак использовались для приготовления напитков, вызывающих сильные галлюцинации и ослабляющих боль. Способы введения этих веществ также были весьма разными, в том числе через задний проход – этот весьма болезненный процесс показан на майянской статуэтке сверху. Как страшно было жить.
КалендарьНаверное, самым известным в наше время достижением майя является календарь. Он назывался Тзолкин, в году насчитывалось 18 месяцев по 20 дней в каждом, а также особый девятнадцатый, несчастливый месяц, насчитывавший всего пять дней. Это был общественный календарь, кроме него существовал особый религиозный. Для каждого дня в месяце существовало свое обозначение, связанное с тем или иным растением/животным, например первый день месяца был днем лилии, десятый – орла, двадцатый – собаки. В календаре существовало 5 несчастливых “плавающих” дней.
ИгрыИз игр майя историкам больше всего известна игра с мячом под названием Пок-а-Ток. В нее играли на ровной площадке неправильной формы, с одной стороны которой на высоте двух-трех метров находилось каменное “кольцо”, расположенное вертикально. Игра продолжалась до тех пор, пока кто-нибудь из играющих не попадал мячом в кольцо. В большинстве случаев эта игра заканчивалась жертвоприношением. представляю современный футбол с таким окончанием…
ИзлишестваИсторики считают, что майя пользовались жевательной резинкой для чистки зубов. Производили они ее из плодов деревьев Чикозапоте (Chicozapote), которые распространены на американском континенте во время расцвета цивилизации майя (известно около 30 видов). Зубы, кстати, нуждались в чистке, так как майя были большими любителями шоколада, который они называли “Напиток Богов” . Шоколад они употребляли как в жидком, так и в твердом виде, правда почти всегда в него добавляли совсем непривычные для нас ингредиенты, вроде красного перца...
Почему они ушли?Один из главных вопросов, интересующий историков и обывателей, интересующихся майя – почему они бросили свои жилища и куда исчезли? Версий существует множество, от похищения инопланетянами до недостатка пищи. Одно из самых здравых предположений относится к культуре предсказаний, гороскопов и календаря майя. Считается, что для каждого жителя майя жрецы составляли свой гороскоп, в котором точно предсказывалось, что с ним произойдет, вплоть до даты смерти. Этот гороскоп человек слышал от матери с самого рождения, и утверждения из него для него были бесспорной истиной. Согласно предсказаниям жрецов в определенное время наступал конец света, и все были к нему готовы. Это сыграло с жителями злую шутку – они просто бросили свои дома, уйдя встречать приход конца света в горы... Что с ними случилось потом – неизвестно, как и то, правдива ли эта версия. По крайней мере, она более реалистична, чем захват майя летающими тарелками.