Виртуальные операторы сотовой связи (MNVO - Mobile Virtual Network Operator)
Виртуальными операторами сотовой связи принято считать компании, не имеющие собственной сетевой инфраструктуры и использующих для обслуживания своих абонентов сети других операторов. Впрочем, есть и специальное определение, данное британским регулирующим органом в области телекоммуникаций OFTEL, "оператор виртуальной сети мобильной связи (MVNO Mobile Virtual Network Operator) - это организация, предоставляющая услуги мобильной связи, но не владеющая необходимым для этого радиочастотным ресурсом". MVNO имеет соглашения с традиционным оператором мобильной связи на покупку эфирного времени для последующей продажи его своим клиентам. Особенность заключается в том, что такая модель предусматривает продажу услуг мобильной связи без необходимости приобретения лицензии на использование радиочастотного спектра (впрочем, не всегда). MVNO самостоятельно осуществляет биллинг и поддержку клиентов и предлагает собственные услуги.
Первый MNVO появился в России в 1999 году. В то время «Вымпелком» переориентировался со стандарта DAMPS на GSM, но чтобы DAMPS-сеть не простаивала, предоставил компании «Корбина-телеком» возможность подключать собственных абонентов к этой сети. Впоследствии примеру «Корбины» последовали и ряд других альтернативных операторов. Первым украинским виртуальным оператором стала компания UМС в августе 2003 года, когда на своей технической базе запустила виртуальный оператор "Джинс". Новая волна виртуальных операторов началась несколько лет назад, когда вокруг сети московского «Мегафона» стали образовываться один за другим MNVO. В Европе виртуальные сети стали активно развиваться с 1999 года. Они существуют также и в Америке, и в Юго-Восточной Азии. Среди особо успешных MVNO можно назвать Virgin Mobile (Великобритания), Disney (США), Tele2 (Швеция), BT (Великобритания).
Правовые вопросы, связанные с работы MNVO в России, пока до конца не отрегулированы. В 2004 году это привело к конфликту между Госсвязьнадзором и «Корбиной», которая была обвинена в предоставлении услуг мобильной связи при отсутствии соответствующей лицензии. Но проблему удалось уладить после того, как «Корбина» стала предупреждать своих абонентов о том, что услуги связи предоставляются «Вымпелкомом». Стоит отметить, что почти все российские MNVO является не операторами, а дилерами, перепродающими под своей торговой маркой услуги «реальных» сотовых операторов. Тарифы, которые предлагают MNVO, являются несколько измененными вариантами тарифных планов операторов, чьи услуги они перепродают. Виртуальные операторы, работающие на Западе, покупают право использования емкости, а тарифы разрабатывают сами. Единственным подобным российским операторам на сегодняшний день является «Корбина».
По расчетам Мининформсвязи, в России виртуальных операторов ждет большое будущее:
во-первых, виртуальные операторы смогут привлекать клиентов за счет предоставления новых услуг, до которых "не дошли руки" у обычных операторов.
во-вторых, MNVO, подобно операторам IP-телефонии, смогут ориентироваться на оказание услуг для определенных ниш абонентов (как, например, в Финляндии виртуальный оператор Cubio обслуживает русскоязычную диаспору, а успех виртуального оператора Virgin Mobile был определен знанием своей аудитории – молодежи).
Самым же главным моментов в министерстве считают то, что в отличие от обычных операторов, виртуальными могут стать представители малого и среднего бизнеса, у которых нет средств для строительства собственных сетей. Затраты на организацию доступа и межсоединения MVNO включают в себя создание центра коммутации подвижной связи MSC/HLR/VLR и выпуск SIM-карт. Среди этих затрат отсутствуют расходы на создание сети радиодоступа, объем которых, например, для сетей 3G может достигать 70% от всех капитальных затрат оператора мобильной связи.
Мининформсвязи, стремясь упорядочить работу виртуальных операторов сотовой связи (MNVO), начинает тестовые испытания нового для России типа телекоммуникационных компаний. Первые операторы - это «Евросеть» и проект с социальной направленностью «Народный мобильный телефон», за ними последует Divizion.
Проект «Евросети» и компании «ТМ-Сат», эксклюзивного дистрибьютора услуг мобильной спутниковой связи Thuraya на территории России, будет продавать услуги под всем уже давно известной торговой маркой «Евросеть». Абонентам будут предложены услуги конвергенции между тремя видами телефонной связи: сотовой, спутниковой и фиксированной. ЗАО "Средневолжская межрегиональная ассоциация радиотелекоммуникационных систем" (СМАРТС) и компания "Евросеть" планируют приступить к запуску в коммерческую эксплуатацию "виртуального оператора" (Mobile Virtual Network Operator, MVNO) в Поволжье уже во 2-м полугодии 2006 г. Кроме того, "Евросеть" ведет переговоры по созданию MVNO на Украине. В планах СМАРТС и "Евросети" - освоение Прибалтики и территорий южных соседей. Также в рамках реализации проекта MVNO "Евросеть" совместно с ОАО "Межрегиональный ТранзитТелеком" приступила к строительству транспортной сети в 12 регионах РФ, которое планируется завершить до конца 2006 г. Это те регионы, где действуют стопроцентные дочерние компании СМАРТС, и "Евросеть" планирует организовать там работу в качестве MVNO.
ООО "Народный мобильный телефон" (НМТ) создано в июле 2004 г при поддержке Правительства Москвы и имеет планы построения в России виртуальной сети мобильной связи высокого уровня, имеющей практически полную сетевую инфраструктуру, за исключением подсистемы базовых станций. После получения необходимой для осуществления деятельности лицензии Мининформсвязи России и запуска сети в коммерческую эксплуатацию компания будет иметь статус оператора виртуальной сети мобильной связи.
В апреле 2005 года заработал оператор Divizion. В продажу поступят тарифные планы «DIVIZION» и «DIVIZION City». Данные тарифные планы будут продаваться в Москве, а по результатам проекта будет принято решение о необходимости выхода в другие регионы.