На протяжении последних месяца-двух некоторые украинские телеканалы и печатные издания, не говоря уже о ресурсах Интернет, предавали гласности сообщения о том, что прибор для измерения скорости движения автотранспорта "Визирь" ГАИ использует незаконно. Однако, несмотря на весомые аргументы юристов, и других компетентных лиц, работники ГАИ, основываясь на показаниях "Визиря" продолжают привлекать к ответственности водителей за превышение допустимой скорости. Так как же быть водителям, пострадавшим от неверных показаний этого супер-пупер агрегата под названием "Визирь"?
На данном этапе идут дебаты о том, каким образом работники ГАИ должны фиксировать нарушения в автоматическом или "ручном" режиме, или же под контролем сотрудников ГАИ. Так же юристы говорят о том, что недопустимо фиксировать нарушения, не останавливая при этом автомобиль и не устанавливая личность нарушителя. Но такого рода споры обречены на долгое плавание, поэтому попробуем разобраться в другом аспекте. А именно: прошел ли сертификацию прибор "Визирь" в Украине, так как именно от этого зависит законность его использования на дорогах страны.
Разрешение на использование того или иного прибора в Украине выдает Госпотребстандарт. Но в случае с прибором российского производства "Визирь" ситуация особая. Все дело в том, что у Украины, равно как и у других стран СНГ, есть ратифицированные договора про взаимное признание некоторых приборов. Как раз "Визирь" и подпадает под эти условия. Другими словами, если в наличии документы с российской стороны, которые подтверждают все заявленные характеристики прибора, то он не подлежит отдельной сертификации в нашей стране. Таким образом "Визирь" занесен в государственный реестр средств измерительной техники Украины 2006 года на основании признания результатов испытаний, которые были произведены Госпотребстандартом России.
В апреле 2009 года прибор "Визирь" был испытан в полевых условиях Укрметртестстандартом (это одно из подразделений Госпотребстандарта). Эти испытания подтвердили, что показатели работы прибора соответствуют характеристикам, заявленным российской стороной.
Итак, аппарат "Визирь" законно допущен к работе на украинских дорогах и, казалось бы, нет поводов для споров. Но только существует несколько загвоздок. Так, в Укрметртестстандарте подтверждают, что прибор "Визирь" изготовленный российской фирмой "Ольвия" прошел проверку и подтвердил все заявленные характеристики. В Украине сотрудники ГАИ используют в работе приблизительно 400 таких аппаратов, и на каждый из них подразделение Госпотребстандарта дает обязательный вывод про подтверждение этой сертификации, так называемый протокол сертификации. Однако в Укрметртестстандарте признают, что в режиме "наибольшей скорости" возможны случаи фото-фиксации на переднем плане автомобиля, который движется сзади в границах допустимой скорости.
Таким образом, это заключение специалистов, открывает двери для многочисленных жалоб автовладельцев, на имя которых пришло "письмо счастья" от ГАИ с требованием оплатить штраф за превышение скорости движения, а они уверенны, что не превышали допустимую скорость.
Существует еще одна оригинальная информация о применении прибора "Визирь". По словам специалистов из Укрметртестстандарата, фотоснимки, отснятые аппаратом, проверяют на соответствие качества и достоверности. Приблизительно 50% снимков считается браком. Возникает вполне логичный вопрос: чем руководствуются сотрудники ГАИ при сортировке снимков, сделанных "Визирем"? Кто этим занимается? Специалисты или рядовые сотрудники? А, может, тогда существуют двойные стандарты типа "этих штрафуем, а этих нет"?
Это все, что касается документов про сертификацию прибора "Визирь". Но есть еще база данных ГАИ, в которой сохраняются фотографии. Они обрабатываются и являются основанием для сообщений о штрафах, которые отправляют по почте автомобилистам. Здесь тоже много вопросов. Например, действительно ли защищена база данных ГАИ от несанкционированного доступа, или проще говоря, от подделки и фальсификата? Ответ на этот вопрос знают сотрудники Государственной службы специальной связи и защиты информации Украины, которая отвечает за сертификацию в сфере технической и криптографической защиты информации. Заместитель главы этой службы Олег Фролов говорит: "Процедур государственной экспертизы или сертификации в сфере защиты информации прибор "Визир" не проходил. Экспертного вывода или сертификата соответствия в сфере защиты информации у него нет". Поэтому использование прибора "Визирь", в котором накапливается и сохраняется информация, будет законным только в том случае, если он получит либо экспертный вывод, либо сертификат соответствия в сфере защиты информации, либо он получит соответствующую оценку во время государственной экспертизы той автоматизированной системы, для который "Визирь" является источником данных.
Другими словами, на сегодняшний день прибор не защищен от несанкционированного доступа к информации. Конечно, тяжело сказать, можно ли сфальсифицировать данные про скорость на снимках в базе данных, но тем не менее, со слов Олега Фролова следует, что использование аппарата "Визирь" без соответствующего документа госслужбы спецсвязи есть незаконным.
Компетентные сотрудники ГАИ с таким положением дел не согласны и мотивируют это тем, что прибор "Визирь" не является накопителем информации, а только лишь фиксирует движение автомобиля. Поэтому нет нужды получать на него сертификат в Госспецсвязи. А вся информация сохраняется в автоматизированной системе. Еще работники ГАИ добавляют, что отныне нарушителя допустимой скорости будут снимать не на фото, а на видео и автомобилисты будут получать по почте сообщения с четырьмя фотографиями их автомобиля, выбранными их видеозаписи.
Так или иначе, но судя по фактам, использование прибора "Визирь" сотрудниками ГАИ, на сегодняшний день в Украине является больше незаконным, чем законным. Так что, если вы стали "счастливцем" и получили сообщение о штрафе на основании показаний "Визиря", не поленитесь и обратитесь к юристу, который поможет вам его опротестовать. Не стоит бояться судебной тяжбы, такие дела становятся обыденностью в Украине.
На протяжении десяти дней после получения уведомления о штрафе от ГАИ водитель может обратиться в суд с иском относительно признания штрафа незаконным. Прежде всего, стоит написать письмо в ГАИ: при наличии некоторых условий это приостановит действие уведомления о штрафе. Далее есть резон обратиться в прокуратуру с жалобой на незаконные действия инспектора ГАИ. Выписывая сообщение без участия водителя, сотрудники ГАИ нарушают статью 268 КпАП, в которой определено, что лицо, которое привлекают к административной ответственности, имеет право на юридическую помощь, сбор и предоставление необходимых документов.
Существует масса зацепок для того, чтобы опротестовать штраф, выписанный сотрудниками ГАИ, основанием для которого являются показания прибора "Визирь". Но, наверное, основная зацепка - это неполная сертификация аппарата "Визирь" в Украине. Так что, ни гвоздя, ни жезла вам на дороге, дорогие автомобилисты. И пусть у вас всегда будет желание и силы отстаивать свои права, даже в такой законодательно-противоречивой стране как наша.
Автор: Олег Коваль
Mobus.com