Украинцы все менее охотно покупают машины, и автодилеры ищут новые способы борьбы за клиента. Например, в ближайшие месяцы страну ждет наплыв американских авто по сниженным ценам - в США из-за кризиса их никто не берет.
Директор департамента крупного столичного банка Виктор Теплов этим летом приобрёл кроссовер Nissan Murano. Выбором Виктор доволен: "Большая удобная машина, причем в максимальной комплектации". Но основной удачей он считает цену своего авто. Дело в том, что Виктор купил машину у серых импортеров, которые предложили ему Nissan, произведенный для американского рынка.
"Меня совершенно не волнует, то, что у моей машины красные поворотники и квадратное место под номер. Зато она больше по размерам и намного богаче в комплектации, чем аналоги у официальных дилеров", - объяснят свой выбор Виктор.
Железный поток В своей любви к автомобилям американского происхождения Виктор не одинок. В последнее время на дорогах украинских городов всё чаще можно встретить машины, подмигивающие не привычно оранжевыми, а красными поворотниками. А скоро их может стать ещё больше: продажи новых автомобилей в США падают катастрофическими темпами.
По словам директора информационно-аналитической группы AUTO-Consulting Олега Омельницкого, в этом году объём авторынка США, по предварительным данным, едва достигнет 15 млн. авто при обычных 17 млн. "Огромное количество невостребованных автомобилей, преимущественно дорогих марок, готово хлынуть в Украину", - говорит г-н Омельницкий.
Проблемы в связи с мировым кризисом возникли не только на американском рынке: стагнация наблюдается и в Европе. Например, продажи машин на одном из крупнейших европейских рынков - британском - этим летом упали до рекордно низкой отметки за последние 40 лет. В августе в Туманном Альбионе было продано всего около 63 тыс. новых машин, то есть по сравнению с прошлым годом спрос упал почти на 20%. Сильнее всего от кризиса пострадали люксовые марки Aston Martin, Land Rover и Jaguar. Похожая ситуация наблюдается и в других европейских странах.
Автомобили, не проданные на Западе, могут привлечь украинцев ценой. Например, "американцы" стоимостью $50-60 тыс. могут подешеветь в среднем на $5 тыс. Но могут и больше: всё зависит от ловкости серых дилеров, а именно они займутся поставками европейских и американских излишков в Украину.
"В 2008 году темпы роста продаж новых автомобилей в Украине снизятся до 28- 33% спрошлогодних рекордных 60%"
Бой с тенью
Естественно, такая ситуация не устраивает официальных импортёров, которые решили активно бороться за ускользающий рынок. Для этого Всеукраинская ассоциация автомобильных импортёров и дилеров (ВААИД) готовит изменения к проекту постановления Кабмина по оптимизации сертификации автомобилей, ввозимых в Украину после вступления во Всемирную торговую организацию (ВТО).
По словам директора ВААИД Олега Назаренко, этот законопроект должен быть подготовлен в кратчайшие сроки. Олег Омельницкий считает, что в случае успеха ВААИД может остановить волну дешёвых американских авто. "Речь идёт о десятках тысяч непроданных автомобилей, которые серые дилеры легко бы продали в Украине. А это сотни миллионов долларов - большие деньги", - резюмирует он.
По словам Олега Назаренко, уже приостановлена выдача сертификатов на транспортные средства, не отвечающие украинским стандартам безопасности. Дело в том, что ранее своим приказом Госпотребстандарт разрешил выдавать сертификаты соответствия на автомобили, не отвечающие этим требованиям. Правда, при условии, что импортёр пообещает устранить эти несоответствия до момента продажи.
Никакого контроля за выполнением этого условия предусмотрено не было, а потому многие импортёры их попросту игнорировали. Особенно это касалось американских авто: стандарты США сильнее других отличаются от украинских. Дальнейшие успехи ВААИД в деле борьбы с серым импортом можно поставить под сомнение. Верховной Раде, погрязшей в политическом конфликте, сейчас явно не до автомобильных законов.
Пошли на спад. Александр Соколов из Pro-Consulting ожидает, что рост авторынка в этом году будет лишь бледной тенью прошлогодних показателей
Курс на подорожание
Но забота о безопасности водителей - не единственная причина беспокойства официальных дилеров. Украина идёт в ногу с мировыми тенденциями: если ещё летом люди активно покупали новые автомобили, то в августе и сентябре начался серьёзный спад продаж.
Большинство аналитиков связывают это с ужесточением кредитной политики банков. Именно в августе сильно повысились процентные ставки по кредитам, ужесточились требования к заёмщикам. А если учитывать тот факт, что около половины продаваемых автомобилей в Украине приобретались в кредит, неудивительно, что это повлекло за собой снижение продаж.
Директор аналитического департамента компании Pro-Consulting Александр Соколов также советует не забывать и об инфляции. "Она съедает часть доходов населения и, соответственно, заставляет людей пересматривать капиталовложения, в том числе и вопрос покупки автомобиля", - говорит он.
По словам г-на Соколова, в августе этого года продажи новых автомобилей, по сравнению с августом прошлого года, выросли всего на 1%. По итогам 2008 года г-н Соколов прогнозирует снижение темпов роста продаж новых автомобилей до 28-33%, тогда как в минувшем году рынок показал рост 60%.
Кроме того, после летнего снижения цен на автомобили этой осенью эксперты предрекают резкое и неминуемое подорожание. Это связано с падением курса гривны к доллару. Ведь большинство автосалонов зафиксировало цену на авто в гривне в тот момент, когда её курс был на подъёме, а теперь, когда курс снижается, автосалоны поспешат пересмотреть гривневые цены в сторону повышения. И в погоне за экономией покупатель будет всё больше поглядывать в сторону серых дилеров.
Заклятые друзья
Вообще, борьба официальных дилеров с серыми импортёрами не прекращалась никогда, просто раньше она не была настолько явной. В предыдущие годы авторынок бурно рос, и покупателей хватало на всех. А борьба "белых" с "серыми" зачастую ограничивалась заказом креативной антирекламы.
"Например, водителей пугали тем, что предназначенные для арабского рынка автомобили не могут пережить украинскую зиму: жидкости в них не морозоустойчивые, прокладки и уплотнители непременно должны потрескаться от мороза, а ходовая просто не выдержит испытания нашими дорогами, так как на нежных "арабах" нет пакета "плохие дороги", - вспоминает сотрудник PR- агентства.
Несколько лет назад один из официальных импортёров японских автомобилей заказал ему подобную антирекламу. "Я тогда придумывал все эти отличия "араба" от "официала" буквально на ходу. А про резиночки-уплотнители вообще высосал из пальца, когда думал, что бы ещё такого написать", - смеётся Андрей.
Своей работой он до сих пор очень гордится, но сам при этом ездит на машине арабского происхождения, которой очень доволен. "Да если просто сесть и подумать, то становится ясно, что все машины собирают на одном заводе, а делать разные резинки для разных рынков просто невыгодно", - рассуждает пиарщик.
Нелегалы на колесах
Большинство украинцев разделяют мнение Андрея: страна, годами слушающая музыку на пиратских дисках и работающая на компьютерах с нелицензионным программным обеспечением, вряд ли скажет решительное "нет" неофициальным авто. Даже наличие гарантии - один из основных аргументов официальных продавцов против "серых" автомобилей - не все воспринимают всерьёз.
"У меня нет проблем с обслуживанием автомобиля. Я и техобслуживание прохожу, и по гарантии мне всё меняют. Причём я не выстаиваю неделями в очереди, как мои знакомые, купившие официальные автомобили", - говорит Виктор Теплов. Однако эксперты считают, что Виктору просто повезло.
Как правило, серый сервис, даже если он внешне будет похож на официальный и укомплектован первоклассным оборудованием, всё равно не сможет выполнить ряд ремонтных работ, требующих специального оборудования и программ. А если обслуживать "серый" автомобиль на станциях официальных дилеров, то платить за их услуги придётся дороже.
Кроме того, на "белые" автомобили распространяется официальная гарантия. "Официальные дилеры вкладывают сотни тысяч в оборудование, обучение персонала, они получают сервисную информацию от производителя, специальное программное обеспечение, обновления для него", - убеждает Олег Омельницкий. Кроме того, многие официальные дилеры сейчас осуществляют поддержку своих клиентов в виде программ Assistance (помощь в любой точке Украины) и даже могут предоставлять временные авто на замену.
В то же время серые дилеры - это свободные компании, которые покупают автомобили на тех рынках, где лучше ценовая конъюнктура. Сегодня это рынок США, но завтра им может оказаться Ближний Восток или Европа.
Тем не менее зачастую выгодная цена на автомоби-ли пересиливает все гарантийные обещания официальных импортёров. А некоторым водителям, например Виктору Теплову, они не сильно и нужны. "Я не собираюсь ездить на одном автомобиле дольше трёх лет, - рассуждает он. - А за это время новая машина просто не успеет серьёзно поломаться".
Окружные дороги
Существуют десятки способов, которыми серые дилеры ввозят автомобили в Украину. Комбинация дыр в законах и коррупции даёт колоссальную экономию
В разобранном виде Если от новенького автомобиля открутить бампер или колёса - он превращается в запчасти. Таможенная стоимость "конструктора" занижается в разы, а ввезти такие авто можно через пункты пропуска, не оборудованные таможенными терминалами для приёма машин. Проблема сертификации авто решается взятками.
Ветераны контрабанды В середине 90-х государство отменило льготы при ввозе автомобилей инвалидами и ветеранами войны. Ведь за умеренную плату пенсионеры охотно соглашались поработать зиц-председателями у серых автодилеров. Но схема действует и сейчас: ветераны при поддержке покровителей отстаивают права на льготы в судах.
Иностранец на час Зарубежные компании имеют право ввозить машины для своих украинских представительств без уплаты пошлин, акцизов и НДС. Правда, при условии, что автомобили ввозятся временно и используются только иностранными гражданами.
Но фирмы, создаваемые специально для серых схем существуют десятки способов, которыми серые дилеры ввозят автомобили в Украину. Комбинация дыр в законах и коррупции даёт колоссальную экономию на это условие закрывают глаза.
Заниженный объем Автомобиль ввозится со всеми необходимыми процедурами, но в документах занижается объём его двигателя. Эта нехитрая уловка позволяет ввозить дорогие машины, платя за них акцизы и пошлины, как за малолитражки. Выгода очевидна: при "потере" 500 куб. см ставки таможенных платежей уменьшаются в 1,5 раза.
Днестровские гости
Такой страны как Приднестровье не существует для официальных властей. Но не для серых дилеров: в прошлом году миссия Евросоюза назвала непризнанную республику "складом для незаконно ввезённых транспортных средств". Оттуда в Украину попадают не только массовые марки машин, но даже престижные Bentley.
Автор: Анна Симоненко
Источник: Фокус
http://www.ricardo.com.ua/money/cars/57242Модераторы, плиз, посмотрите здесь воткнуть тему или в Ля-Ля