Мировые фабрики грез свое прозвище вполне оправдывают - указанный продукт выпускают исправно и в
больших количествах. Казалось бы, какие к грезам претензии? Однако публика требует от киношных
снов правдоподобия и с наслаждением, как изюм из булки, выковыривает из любимых фильмов смешные
несостыковки и промахи. И чем этот изюм крупнее, тем слаще.
Понятно, что колебания в размерах отбрасываемых героями теней в рамках одного эпизода трогают
разве что уж очень нервного зрителя: ну подумаешь, начали снимать сцену утром, а закончили
вечером - куда деваться, солнцу ведь не прикажешь. Зато над несанкционированным явлением в кадре
предметов, разрушающих воображаемую экранную действительность, смеются все без исключения.
Какая только ерунда не появляется на заднем плане, пока режиссер изо всех сил сосредоточен на
первом! Приглядитесь к ликующим трибунам в знаменитом "Гладиаторе" - обнаружите, что
статисты-римляне потягивают кока-колу, а кое-кто спасается от солнца под козырьком бейсболки.
Гигантским количеством подобных ошибок грешит "Властелин колец". В сцене "Братства кольца", где
Фродо и Сэм обсуждают, идти ли Сэму дальше, за спиной у героев в клубах пыли неожиданно
проезжает автомобиль, а на одном из яблок, которые Арагорн дает хоббитам, красуется ценник из
супермаркета.
Да что там яблоки, казусов с мгновенными переменами в облике героев тоже предостаточно. Похоже,
не все костюмеры в состоянии запомнить, во что они одевают актеров. В снятом весьма рассеянными
людьми "Ганнибале" Ридли Скотта серьги в ушах Клариссы за пять минут трижды сменяются с
гвоздиков на кольца и обратно. Иногда костюмеры могли бы в съемочный процесс не вмешиваться
вовсе. Было бы, право, лучше. В "Грязных танцах" после прекрасно проведенной ночи с Бэйб герой
Патрика Суэйзи встает с постели в чем мать родила, а когда камера возвращается к героине, она
оказывается упакована в нижнее белье.
Декораторы, впрочем, тоже хороши. В нашем культовом "Месте встречи" Шарапов идет по рельсам, а
мимо едет состав, вагоны которого отчетливо современные. "История паскудная", - заметил бы Глеб
Жеглов.
Про мигрирующие или моментально заживающие раны и говорить нечего. Бородатый анекдот о повязке,
которая сползла, в кино был отыгран тысячи раз. Пулевые ранения героев сплошь и рядом
перемещаются с правого бока на левый, ссадины на лице пропадают и появляются вновь. Героиня
Шэрон Стоун в фильме "Вспомнить все" в пылу драки режет герою Арнольда Шварценеггера руки
кухонным ножом, однако в следующей сцене на них уже нет ни царапины. Ни дать ни взять
Терминатор.
В фильме "Человек с бульвара Капуцинов" раненный в руку герой Андрея Миронова через короткое
время уверенно и энергично ею размахивает. Говорят, во время монтажа это заметил сам Миронов и
сильно себя корил. Хотя правильней было бы корить за это режиссера.
Впрочем, уличить режиссера в невнимательности не так приятно, как поймать его на незнании
предмета. Тут кровожадности зрителя нет предела, особенно если нет предела и его эрудиции. Хотя
большого ума не надо, чтобы заметить, как издеваются в Голливуде над русским языком. Там с
легкостью мешают латиницу с буквами греческого алфавита или просто пишут всякую абракадабру.
Свежим шедевром является заключительный кадр фильма "Фантастическая четверка", где на корме
отплывающего корабля ясно читается надпись "Головка пальца ноги". К орфографии претензий
никаких, но что означает это словосочетание применительно к кораблю, остается только гадать.
Еще большее раздолье в кинематографе для любителей и знатоков истории. Все тот же Ридли Скотт,
например, автор нашпигованного ошибками "Гладиатора", поселил своего Максимуса в дом,
построенный по всем признакам не раньше XV века. Да к тому же заботливо выдал герою оседланную
лошадь, хотя седла появились существенно позже гладиаторов.
К счастью борцов за историческую справедливость, добрую половину несуразностей, по чьей бы вине
они ни случились, теперь безжалостно исправляет компьютер. Но тем упоительней и слаще из темноты
кинозала обнаружить ускользнувшую ото всех и оттого бесценную ошибку.
(с) К.У.