О расходе топлива
На форумах периодически возникают вопросы, связанные с высоким расходом топлива вне зависимости от модели автомобиля. Владельцы берут за основу своих аргументов цифры расхода топлива указанные в руководстве по эксплуатации. Хочу дать разъяснения по этим вопросам.
Цифры расхода топлива указанные в руководстве по эксплуатации получены при испытаниях партии автомобилей в заводских условиях, о чем свидетельствует примечание в руководстве по эксплуатации: «приведенный расход топлива не является эксплутационной нормой, а приведены для сравнения разных моделей и версий автомобилей».
При проведении замеров расхода топлива руководствуются ГОСТ-20306-90 «Автотранспортные средства, топливная экономичность». Согласно этому стандарту измерения производятся при соблюдении определенных параметров, среди которых: определенные атмосферные (температура, влажность воздуха) и дорожные (покрытие, уклон и т.д.) условия, обкатанный двигатель (не менее 3000 км), размер шин и давление на автомобиле соответствует требованиям завода-изготовителя, а качество применяемого топлива - требованиям ГОСТ; автомобиль и агрегаты прогреты до рабочей температуры путем пробега не менее 50 км при скорости движения 2/3 от максимальной. Более подробно с условиями проведения испытаний Вы можете ознакомиться в ГОСТе.
Кроме ГОСТа-20306-90 в Украине действует нормативный документ «Нормы расхода топлива и горюче-смазочных материалов на автомобильном транспорте» разработанный киевским предприятием ДП «ДержавтотрансНДІпроэкт». Этот документ обосновывает увеличение расхода топлива автомобилем в зависимости от условий эксплуатации:
До 5% при температуре окружающего воздуха от 0°С до -10°С;
До 10% при температуре окружающего воздуха ниже -10°С;
До 10% при пробеге в городе на расстояние до 5 км с остановкой более чем на час;
До 15% при учебной езде;
До 15% в городе с населением более 1 млн. человек;
Влияние температуры на увеличение расхода топлива для автомобилей оснащенных климатической установкой:
До 5% при температуре окружающего воздуха от 0°С до +25°С;
До 10% при температуре окружающего воздуха ниже 0°С и выше +25°С;
Кроме температуры воздуха необходимо учитывать: соответствие применяемого топлива; давления в шинах и размер шин, а также дисков; стиль и манеру вождения владельца автомобиля.
Говоря о манере вождения особый акцент ставлю на агрессивной манере вождения, которое подразумевает интенсивный разгон и торможение. Так, для интенсивного разгона автомобиля необходимо приложить усилие по преодолению сил инерции. Чем интенсивней разгон и выше масса автомобиля, тем бóльшая мощность требуется для этого. Соответственно двигатель при этом потребляет больше топлива в единицу времени, что особенно проявляется при городском цикле эксплуатации. Именно по этой причине расход топлива при агрессивном вождении может отличаться от спокойного на 10-15%. Чем меньшей мощности двигатель установлен на автомобиле, тем эта разница выше.
Агрессивный стиль вождения в меньшей степени влияет на расход топлива при движении по трассе. В основном по трассе автомобиль движется с постоянной скоростью, за исключением обгона или движения в гóру. Для поддержания постоянной скорости требуется значительно меньше мощности, чем при разгоне. Основная мощность двигателя при движении с большой скоростью по трассе необходима для преодоления сопротивления воздуха. Сила сопротивления воздуха возрастает с кубической зависимостью при увеличении скорости движения автомобиля. Поэтому для снижения расхода топлива при движении по трассе решающую роль играют аэродинамические свойства кузова автомобиля.
Увеличение расхода топлива при понижении температуры окружающей среды связано с принципом работы двигателя. Рабочая температура двигателя составляет 85-95° С. Для достижения этой температуры необходимо некоторое время, т.е. чем ниже температура окружающей среды, тем больше времени требуется на прогрев. В это период времени в цилиндры двигателя подается обогащенная топливом рабочая смесь, что связано с плохой испаряемостью топлива при низких температурах, когда частички топлива оседают на стенки впускной системы. Поэтому для компенсации потерь изначально необходимо подавать обогащенную смесь. На карбюраторных двигателях была специальная система, встроенная в карбюратор и управляемая из салона рычагом, так называемым «подсосом». В инжекторных двигателях соотношение воздуха и топлива регулируется автоматически. Алгоритм определен программой «зашитой» в блок управления двигателем. Программа позволяет начинать движение практически сразу после запуска двигателя. Однако при движении на непрогретом двигателе в цилиндры подается обогащенная смесь и расход топлива увеличивается. Поэтому при перемещении автомобиля на небольшие расстояния, с последующей остановкой на срок более часа, часть пути автомобиль преодолевает на непрогретом двигателе и соответственно с бóльшим расходом топлива. В случае прогрева двигателя на месте до рабочей температуры все равно расход топлива увеличивается, так как двигатель потребляет топливо, а автомобиль при этом не движется. (Расход топлива рассчитывается литры/100 км пробега).
Думаю, что необходимо также внести пояснения относительно выводов по расходу топлива, которые делают владельцы автомобилей. Определить точное количество израсходованного топлива по указателю уровня на щитке приборов невозможно. Указатель имеет погрешность в пределах 3-5 л в бóльшую или меньшую стороны. Кроме того, характеристика указателя уровня топлива как прибора не линейна. Его погрешность зависит от степени заполненности бака топливом. Указатель уровня топлива не предназначен для проведения измерений, а служит для определения ориентировочного количества топлива в баке. Измерительный прибор должен иметь точность на порядок выше измеряемой величины и быть метрологически поверенным.* Кроме того, нужно понимать, чем меньше контрольная порция топлива и меньший пробег, тем выше погрешность измерений. Таким образом, залив в автомобиль 10-20 л топлива и ориентируясь на указатель уровня топлива невозможно достоверно определить расход топлива. Для желающих приблизительно проверить эксплуатационный расход топлива на своем автомобиле при своем стиле езды в городском режиме можно посоветовать следующую методику.
Заправить полный бак на АЗС до первой «отсечки» заправочного пистолета. Установить счетчик одометра на «0». Проехать 350-400км. Вернуться на эту же АЗС на этот же заправочный пистолет и заправить опять до первой «отсечки». У вас будут две цифры необходимые для вычислений: пробег в километрах и израсходованное топливо на этот пробег. Для уменьшения влияния температуры окружающей среды желательно проехать контрольное расстояние со стоянками не более часа. Достоверность результатов будет выше, если эксперимент провести несколько раз.
Учитывая вышеизложенное, у владельца автомобиля обнаружившего увеличение реального расхода топлива на 10-15% от указанного в руководстве по эксплуатации нет повода беспокоиться о техническом состоянии автомобиля.
* истинное показание прибора.