Ну вот. Вчера, 15.08.2009 ровно в 18:00, после ровно 22 часов за рулем (конечно же с остановками) мы пересекли границу славного города Киева
Информации много, впечатлений уйма, отчет чуть позже.
Вкратце.
Выезд из Киева 02.08.2009 23:00
Прибытие в район Варны 03.08.2009 23:00
Выезд из Несебра 14.08.2009 20:00
Прибытие в Киев 15.08.2009 18:00
Расстояние Киев - Измаил - Рени - Галац - Брайла - Слобозия - Калараши - Силистрия - Добрич - Варна - Несебр = 1200 км (220 км по Болгарии, 200 км по Румынии, остальное - Украина)
В пути были (туда и обратно) двое суток (со всеми торчаниями на границах, без превышения скоростного режима и с остановками на заправить машинку и заправиться самим).
В Болгарии были 11 суток, 1 сутки в мотеле под Варной, 5 суток в Несебре, 5 суток в Созополе.
Расходы еще подробно не подсчитали, но предварительно - уложились в 1200$ (как и рассчитывали). Из них на жилье - 445 лева (примерно 230 евро или 335$). Остальное - еда, бензин, сувениры.
Приличное жилье на двоих (комната "евроремонт" с санузлом типа "все в одном - унитаз, раковина, душ" и балконом) стоит сейчас от 35 левов. Можно найти и подешевле вполне сносное. Но это у кого какие требования. Нам попадалось и за 30 но не ахти и за 14 вполне сносное. С "припарковать машинку на улице" проблема конкретная. Активно работают эвакуаторы. Хорошо если у хозяина жилья есть проплаченное место у его жилища. Объявление о свободном жилье обычно выглядит как белый лист бумаги с надписью "има свободни стаи" (есть свободные комнаты), "свободни стаи с самостоятелен санузел", "свободни апартаменти", "квартири", "свободни стаи с климатик" (комнаты с кондеем). Аппартаменты, как правило, отличаются от комнат наличием кухни и пр. доп. удобств. Какой-то четкой классификации нет, в каждом случае надо самому смотреть о чем идет речь. В отельчиках и отелях (коих уйма, на каждом углу) цены примерно от 70 левов.
Платные парковки: 2...3 лева в час, после 10 минут наступает следующий час, после 2 часов с четвертью считаются сутки. За сутки парковка стоит 6...8 левов. Как правило пишут "не охраняем". Можно договориться с жителями, у которых большой двор, ставить машинку у них. Это дешевле немного - 4...6 левов.
Бензин. В Болгарии очень много заправок Лукойл. Есть Shell. Остальное - местные бренды. Бенз везде почему-то называют A-92H, A-95H, A-98H... Заправка машины отличается от нашей. Заливаешь сам или заправщик на конкретное число денег или литров и лишь потом идешь в кассу оплачивать. Бенз стоит порядка 2 лева. Когда мы приехали, стоил 1.95, когда уезжали - 2.03. Это примерно 1 евро.
Раскладка по расходу бензина такая. Заправившись в Измаиле, в Варне у меня осталось около четверти бака. На обратном пути заправки в Несебре мне хватило чуть дальше Измаила, где-то еще километров 30, дальше не рискнул.
Есть
кемпинги, с местами под палатку и домиками. Видели даже в районе Черноморского участок берега с "дикими" палаточниками.
Пляжи. И в Несебре и в Созополе по 2 больших городских пляжа и куча маленьких. Море чистое, очень теплое и мелкое. Пляжи песчаные и мелкие. С детьми - самое оно. Нырять с маской скучно - для этого надо искать места вне пляжей. Медуз видели только 1 день. В Созополе есть водоросли, типа небольших кустиков салата, бывает в отдельных местах на пляж их выносит много, но в основном море свободно от них. Больше всего понравился южный пляж Созополя. На всех пляжак слишком велики и дороговаты (как по мне) платные зоны с лежаками и со стационарными зонтиками (5..7 левов за зонтик и стлько же еще за лежак). Но свободного места вне их тоже хватает. Народу очень много, но место найти проблемы не составляет.
ДеньгиЛевы. 1.9x лева за евро, 1.3x лева за доллар. Мы меняли в основном в банках Raiffeizen. В банке при обмене могут потребовать паспорт. Есть еще известные нам банки типа UniCredit или OTP. Можно менять и в обменках с "No comission", но, как правило, курс там хуже. Также мне довелось ночью, когда обменки не сыщешь, снять деньги с гривневой авалевской визы-электрон. Снялось в левах. Для удобства все ценники мы примерно переводили в гривны умножением на 6.
Питание.Мы питались в кафешках. Выходило обычно не больше 25 левов за двоих (с разливным пивком). При этом наедались конкретно. Блюда большие. Надо смотреть на вес и рассчитывать свои силы.
Цены в кафешках/"рестораничках" (титулы часто условны) примерно одинаковы. Есть типа "фастфуды" ("бръзо хранение"), где идешь с подносом и сам выбираешь готовые блюда. Продукты "домой" закупали в супермаркетах. Их немного там, размеры их невелики по нашим меркам. Цены в супермаркетах ниже. Вообще все как обычно - фрукты, вина, минералка и пр. чем дальше от пляжа тем дешевле. Вино в маркете минимум на 1 лев но дешевле.
Русская речь в городах (а особенно на пляжах) слышна постоянно. А вот машин с нашими и российскими номерами крайне мало. Впрочем в Созополе недалеко от нас стояли два таксоноклубных таксончика UA.
Основные выводы- 1. Все очень понравилось. Болгарии - зачет, риспект и уважуха. Однозначно, если будет возможность, то поедем еще. Отдыхать больше понравилось в Созополе. Побродить интереснее в Несебре.
- 2. Ехать нужно не в пик сезона, а в июле или в сентябре и хотя бы недели на три.
- 3. С жильем проблем не будет (только с парковкой будут проблемы), жилья под сдачу очень много, есть из чего выбрать на месте, без предварительного заказа (но для спокойствия у проверенных хозяев можно заказать заранее) но, естественно, для этого нужно попасть туда днем а не ночью. Несколько визиток у хозяев мы взяли
- 3. Маршрут удачный. Плохие дороги только Измаил-КПП "Рени" (просто ужас, яма на яме) и в Болгарии на участке Силистра - Добрич (есть канавки через дорогу после прокладки вроде бы кабеля, но обозначены хорошо освещенными предупреждающими знаками и фишками ,а также бывают большие куски снятого неглубоко перед латанием асфальта и в темноте нужно быть внимательным ). Лучшие дороги в Румынии и по пути Варна-Созопол
Границы нужно проходить либо очень поздно вечером либо перед рассветом. Ночью тоже ничего. Ехать ночью очень комфортно, не жарко, траффик минимальный, границы пусты. Единственно смотреть в Румынии чтобы не въехать в неосвещенную гужевую повозку (мы за 200 км пути видели ночью только одну, им же тоже спать нужно) и быть готовыми к тому, что застрянете на пару часов у парома через Дунай (он ждет у каждого берега пока не наберется несколько машин, а ночью их крайне мало) - 4. За бугром обязательно чтить их ПДД, скорость (50 в поселках и городах, 90 за городом, если знаками не разрешено иное) не превышать, на перекрестках и переходах не нарушать! Много камер в городах и радаров вне города (впрочем обозначенных предупреждающими знаками "радар"). Будет неприятно, если потом откажут в визе из-за неоплаченного румынского или болгарского штрафа о существовании которого вы и не догадывались. Либо представьте что еще в Болгарии так-сяк с гайцом сможете объясниться, а в Румынии - только жестами если повезет Менты без причины на наши номера не бросаются (в Румынии на выезде из пограничной зоны гаец издалека приказал мне остановиться, но вблизи рассмотрел видимо номера и махнул "проваливай", мабуть щемят приехавших потаксовать молдаван). Местным проще как в Румынии так и в Болгарии, естессно они едет быстрее нас и даже лихачат частенько. О полиции часто предупреждают миганием.
- 5.GPS-навигатором пользуйтесь лишь как подсказчиком а не как руководством к действию. Больше доверяйте дорожным указателем а не ему. Как в Украине так и за бугром iGO может хранить сведения натурально 100 лет как устаревшие (в некоторых местах действительно таких дорог уже давно нет, демонтированы). Он может пытаться увести вас на улицы с односторонним движением или под запрещающие знаки. Также иногда выбирает не лучший маршрут (например Брайлу лучше обойти по окружной по знакам, а он поведет через город).
- 6.Язык. В Болгарии старшее поколение понимает русский язык, многие даже говорят. У молодых с этим сложнее, но продавцы и пр. обслуживающий персонал тоже понимают и немного говорят. Не рассчитывайте, что из-за родственности языков все поймете - это не так Лучше все же немного и по-английски уметь.
Отдельно замечания по границам. Их вам на этом маршруте придется пересечь много. Основные предъявляемые документы - паспорта ваши и машины (т.е. техпаспорт) и грин-карта. Тонировку (у нас на передних ее не было но мы все равно их опустили ради эксперимента) нигде не проверяли, в вещах не рылись. Везде спрашивали нет ли с нами детей.
1. У Днестровского лимана наша украинская дорога (с нашими знаками, ПДД и гайцами) проходит несколько километров по молдавской территории. Здесь вы впервые почувствуете себя "белыми людьми"
Справа вдоль дороги выстраивается очередь автомобилей. Но это не для нас, украинцев, следующих просто из Украины в Украину. Мы слева объезжаем эту очередь, свысока поглядывая на "энтих всяких иноземцев", подъезжаем прямо к погранцу, сообщаем ему что мы из UA в UA и сколько нас человек. Он записывает это на маленькой бумажке и выдает ее нам. Все, едем дальше по дороге никуда не сворачивая несколько км до следующего КПП и там отдаем бамажку эту тамошнему погранцу. Все. Для нас это маленькое приключение в дороге, для остальных - часы утомительного ожидания.
2. КПП "Рени-Джурджулешты".
Здесь два терминала. Совместные украинско-молдавские. Ближний - для едущих оттуда. Дальний - для едущих туда. Погранец на въезде выдает бомажку, с нею объезжаем справа первый терминал и подъезжаем ко второму. Тут сначала в вагончике правом проходим нашего таможенника (сидит за компом, "куда, зачем, оружие-наркотики-водка"), затем в левом вагончике нашего погранца ("откройте багажник", "на отдых?", "только личные вещи?"), затем в правом вагончике молдавских погранца и таможенника (тетенька может попросить "на кохве" скоко не жалко в любой валюте. Давать или нет - ваше дело
Я в следующий раз ради прикола может возьму для этой цели именно банку кохве
). Платим молдаванам в кассу 3 доляра типа экологических или транспортных сборов (можно гривнами) и получив от молдаван бумажку (все бумаги получаемые храните - дальше многие могут потребоваться) едем дальше, несколько сот метров по Молдавии.
3. КПП Джурджулешты
У молдаван с румынами терминалы разделены. За 100 метров до молдавского терминала стоит погранец и фильтрует машины. Тут можно зависнуть надолго. Местные молдаване на своем автошроте постоянно толпами мотаются в Румынию. Именно они создают заторы. Тут два проезда. Через левый идут внеочередники (румыны, европейцы и кто договорится с погранцом за долю малую) и встречный поток, через правый идет основная очередь. Становитесь в нее так, чтобы вас дикие молдавские "наездники" не закрыли от левого проезда (а они периодически по одному им известному сигналу толпами налетают в голову очереди и пытаются через одномашинный проезд пролезть в три ряда) и идите "разговаривать" с погранцом. Поверьте, каких-нибудь 10 баксов вас не разорят а время и нервы сэкономят конкретно. Он кстати может и так, видимо по команде с терминала, периодически пропускать немолдавские машины вне очереди.
На самом терминале все проходит бысто. Требуют бумажку с ренишного КПП об оплате сборов, берут паспорта и техпспорт, заносят что-то себе в базу и - вперед, на румынский терминал.
4. КПП Галац
Румынский терминал. Все довольно быстро. Несколько параллельных очередей. Погранец, таможенник. Диалоги типа "- куда?
- Болгария, Несебр
- А! Несебр! Блэк Си! Отдых! Класно! Красиво в Несебре, хорошо. Покажите багажник. Алкоголь, сигареты везете?
- Не.
- Езжайте! Хорошо отдохнуть!
"
Виньеты (наклейка на стекло об уплате дорожного сбора) у КПП не продают. Туда Румынию проскочили без нее. Позже, уже на обратном пути в Силистре продавалась прям за КПП на румынской стороне. Купили, 3 евро или 15 рум. лей.
5. КПП Силистра
Тоже быстро. Машин мало. Те же вопросы, те же процедуры. За КПП сразу купили месячную болгарскую виньету за 13 евро.
P.S.
Амстердамчик, чисто для тебя. Большинство болгарок далеки от соответствия нашим понятиям о женской красоте