<Сентоза> взялась за воспитание <Нефтека>
В свете шокирующих рекордов этого года даже Юлия Тимошенко, наверное, уже не верит в способность нефтяных цен падать. И очень напрасно, так как место чудесам в этой жизни еще осталось. Мало того, расположилось это место в аккурат на родине нынешнего премьер-министра, в городе Днепропетровске. Сегодня бензин А-95 там без труда можно найти по 5,70 грн / л, а дизельное топливо - по 6,00грн / л. Инициатором снижения выступили доминирующие здесь сети, контролируемые <Приватом>. Таким незамысловатым приемом крупнейший оператор страны пытается обратить внимание небольшой местной сети <Нефтек> на принципы ценообразования в области корпоративных продаж. В столь теплых объятиях днепропетровский <малыш> продержался две недели и уже, говорят, готов к общению.
Днепропетровские ритейлеры у т в е р ж д а ю т, что сегодня к ним едут заправляться не только со всей области, но и соседи из Кировограда и Запорожья. Оно и немудрено, ведь текущий уровень цен буквально шокирует население, которое вынуждено изыскивать любые способы, чтобы как-то сэкономить. А тут такой подарок! Это начало происходить 23 мая, когда под сообщения информагентств и телеканалов о сохранении предпосылок к дальнейшему росту розничных цен в Днепропетровске они наоборот устремились вниз. В течение дня в городе уже можно было найти <пятый> по 5,68 грн / л и дизтопливо по 5,99-6,02грн / л. Нужно ли говорить о том, что в это время цена в других крупных городах подбиралась к отметкам 6,40 и 6,70 грн / л соответственно. Причину п р о и с х о д я щ е г о долго искать не пришлось: низкие цены расположились на разноцветных заправках под маркой <Сентоза>, <Авиас>, <Рубикс>, <Юкон>, которые помимо цены объединяла близость к станциям сети <Нефтек>. <Нефтек> - небольшая местная сеть, насчитывающая около 10 АЗС в Днепропетровске, успешно освоившаяся в так называемой премиальной нише.
Уже около 5 лет компания обладает контрактом на прямые поставкинефтепродуктов с <Мажейкю Нафта> и даже владеет лицензией на реализацию бензинов Ventus - фирменного изобретения литовского концерна. Реноме премиальной сети компания поддерживает ценами, которые на 5-10 коп. / л выше, чем у основного конкурента - <Сентозы>. <Бензины по безналу они продают со скидкой до 8 %, у них на заправках стоят очереди, а мы стоим <сухие>, - доступно описал проблему источник в руководстве крупнейшей днепропетровской сети, традиционно пожелавший остаться инкогнито. <Если они имеют возможность торговать по таким ценам, значит, и мы должны постараться дать клиенту такие цены>, - поясняет представитель <Сентозы>. Следуя этой логике, надо понимать, что предложенные <Сентозой> цены равны или находятся чуть ниже уровня продажи топлива <Нефтеком> по корпоративным контрактам.
Не в восторге от происходящего немногочисленные другие участники днепропетровского рынка, которых конфликт не мог обойти стороной. Фактически поддержало <Сентозу> местное отделение компании <Вик Ойл>, которое на девяти городских АЗС выставило 5,80 грн / л на А-95. А вот по дизтопливу к лидеру неожиданно оказался ближе <Лукойл> - 6,10 грн / л, тогда как бензины <красные> пробовали продавать по 6,10 грн / л. <Нефтек> делал вид, что не замечает происходящего - 6,40 грн / л на ДТ. Привычно дороже других торговал <Нефтек> <девяносто пятым>, хотя уровень цены от этого не стал намного ближе к адекватному - 6,15 грн / л.
Почему в Днепропетровске, где ценовые войны отшумели еще в конце 1990-х, после чего в регионе воцарилась тишь да благодать, снова <бои>, и почему именно сегодня? Попробуем изложить свою версию ответа. Похоже, все дело в революции, которая произошла на розничном рынке в апреле-мае. Обратим внимание, что жестко демпингующая больше года <Сентоза> в апреле плавно вошла в ценовой коридор, рассчитываемый Секретариатом экспертно-аналитической группы, хотя держится в его нижней части или на 10-12 коп. / л ниже рынка. Между тем, в офисах крупнейших операторов, таких как <Вик Ойл>, <Континиум>, <Галнафтогаз>, <Лукойл>, и ряде мощных столичных компаний менеджеры по сбыту клянутся до хрипоты, что скинуть более 10 копеек на литре не имеют права.
Руководство же этих компаний пошло еще дальше и синхронно твердит о том, что полно решимости отказаться от талонов - чисто украинского чуда собственного разорения. Напомним, что именно неразумные скидки на топливо в безналичной торговле были причиной затяжного демпинга <Сентозы>. Компания начала стремительно терять самую желанную корпоративную клиентуру, не желая играть по общим правилам. Как говорят представители днепропетровского оператора, они решили предложить <честную> цену на стеле, равную цене по <безнальным> контрактам. На рынок это подействовало отрезвляюще, особенно на фоне растущих непостижимыми темпами закупочных цен: сегодня добрая половина талонов отоваривается с дисконтом более 1 грн, а сами талоны уже стали своеобразными ценными бумагами, ими уже торгуют в супермаркетах и торговых центрах.Более чем очевидно, что на фоне отказавшихся от скидок крупных сетевиков предложение <Нефтека> с 8 %, 5 % и даже 3 % скидки было более чем очевидным. Скрытым демпингом компания Виталия Пивняка и партнеров не ограничивается. Известно, что в последнее время немало нервировала конкурентов давняя дисконтная программа <Воскресная цена> - в воскресенье цена у <Нефтека> снижается на 10 коп.
Сколько еще простоят низкие цены в Днепропетровске, никто не берется прогнозировать. Имея разветвленную сеть по всей стране, <мариновать> Днепропетровск хозяева местного топливного рынка могут сколь угодно долго. Да что там говорить, всю страну держали на растяжке целый год! О разорении <Нефтека> речь тоже вряд ли идет, хотя, безусловно, небольшой компании, работающей в рынке и не имеющей никаких преференций, будет нелегко. Тем более, самые рентабельные источники поставок для <Нефтека> закрыты: в мае на нефтебазу компании по станции Встречная пришел всего один вагон А-92, лишь две <бочки> А-76 удалось вырвать в Шебелинке: Источники на рынке говорят, что в последнее время ощущается определенная солидарность в стане крупных поставщиков, не желающих обсуждать схему поставок <Нефтеку>. Единственной опорой днепропетровцам служит трейдер <Полюс>, торгующий лисичанским ресурсом и, по сути, единолично закрывающий ! сети в украинских нефтепродуктах. Но, как известно, в Лисичанске <ценовых> чудес не бывает. Хорошей подпоркой <Нефтеку> служит <Мажейкю Нафта>.
В январе-мае текущего года закупки литовских нефтепродуктов выросли по компании в 1,5 раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составили почти 4,5 тыс. т. Правда, цены у зарубежного поставщика - компании NFT Petroleum Ltd - получаются на $100-120 /т выше, чем у остальных получателей литовского продукта в Украине, но для премиальной сети, много лет вкладывающей в бренд, это не помеха. В официальных комментариях по поводу происходящего НефтеРынку в <Нефтеке> отказали. Между тем, известно, что последние события уже оказали на политику ценообразования серьезное влияние. На сайте компании топливо по карточкам предлагается купить по рыночным ценам, а это на 15-40 коп. выше, чем на ценовых табло, и покупателям предлагается скидка - 10 коп. Вроде бы был предварительный этап переговоров, и ситуация обещала по правиться. Однако, говорят, первый же тест <Нефтек> не прошел: тайный покупатель, человек с улицы, оказавшийся водителем одного из топ-менеджеров <Сентозы>, без труда получил в офисе <Нефтека> 2 %-ю скидку: Надежда на завершение конфликта отправилась туда же, куда и счет, привезенный хозяину обаятельным шофером.