Минюст: облава ГАИ на дорогах незаконна!
Облава ГАИ на водителей, в ходе которой инспектора изымают у последних права по подозрению в нарушении правил и ведут в суд, вызвала протесты не только автолюбителей, но и министерства юстиции. Как сообщили нам в минюсте никаких распоряжений МВД об усилении контроля за водителями и изъятии у них прав они не регистрировали (а это обязательно для всех нормативных актов всех министерств). А следовательно — подобные распоряжения незаконны. "Да, Луценко, действительно, не регистрировал никаких актов, касающихся ГАИ, — заявил "Сегодня" замминистра юстиции Евгений Корнейчук. — Я считаю, что действия ГАИ по изъятию прав незаконны. Водители могут забирать у ГАИ права, говорить, что их изъятие незаконно, и ехать дальше".
Известный адвокат Татьяна Монтян рекомендует "не выпускать права из рук и показывать их сотрудникам ГАИ только в своих руках или через стекло автомобиля. Права забирать ни кто не умеет права. Это просто пиар Луценка и его команды вот и все," — считает г-жа Монтян.
МВД И ГАИ: "ВСЕ ПУТЕМ!" На пресс-конференции в среду замминистра Александр Савченко и начальник Департамента ГАИ Сергей Коломиец целый час доказывали журналистам, что все законно. Представители МВД сыпали статистикой, которая должна была убедить в эффективности оперативно-профилактической отработки автомагистралей. Мол, с 10 января, начала объявленного месячника, инспекторами выявлено 170 тысяч нарушений Правил дорожного движения, по которым составлены админпротоколы. Но в суды направлено почти 31 тысяч, поскольку они касались грубых нарушений ПДД. Генерал Коломиец привел и такую цифру — с начала года в ДТП погибло на 107 человек меньше, чем за тот же период прошлого года.
А замначальника Департамента ГАИ Сергей Левченко сказал "Сегодня", что право изъятия водительского удостоверения основывается на статье 260 Кодекса об админнарушениях, но если водитель не желает отдавать их, то и заставить его никто не вправе. Сначала года было вынесено 4305 протоколов, а прав изъяли 4198, то есть 107 водителей их попросту не отдали...
В Департаменте ГАИ нам сообщили, что основанием для активизации гаишников служит распоряжение начальника департамента Сергея Коломийца от 8 января 2008 года о месячнике профилактической отработки дорог (собственно, оно и не было зарегистрировано в ГАИ).
В СУДАХ. Тем времени, коридоры судов по-прежнему битком набиты водителями-нарушителями, которых сюда привели гаишники. В Шевченковском райсуде столицы в очереди стоят около ста человек. Очередь стоит даже не лестнице, так что даже не пройти. "Мы стоим уже 2 часа, за это время рассмотрели всего 10 человек", — пожаловался нам один из ожидающих. Работники суда тоже в шоке. "У нас и так много дел висит, а тут еще этих прибавилось. В коридорах толпа народу — мешают работать", — говорят они. Большинству из ожидающих инкриминируют "создание аварийной обстановки". Многие не согласны с обвинением и записью в протоколе. Но толком разобраться в каждой ситуации судьям сложно из-за спешки.
Характерно, что большинство опрошенных нами водителей (см. мнения) уже согласны с тем, чтоб их штрафовали гаишники прямо на месте. Ликвидация этой нормы в свое время считалось ударом по коррупции на дорогах, а теперь ее хотят вернуть в новом законопроекте по нарушения ПДД. Может быть, облава и была придумана для того, чтоб грядущее повышение штрафов и прав ГАИ воспринималось водителями как облегчение?
ВРЕЗАЛСЯ В ДЕРЕВО — ЗАБРАЛИ ПРАВА Люди жалуются на вопиющие нарушения их прав в судах. Так, водитель Ирина Новикова считает, что ее дело было рассмотрено слишком поверхностно: "Меня вызвали в зал суда только для того, чтоб огласить приговор — лишить водительских прав на полгода. При этом, ни меня, ни моих свидетелей судья слушать не пожелал! Адвоката мне вызвать тоже не дали". Это нарушение конституционных прав, считает женщина. Теперь она намерена обращаться в аппеляционный суд. "Я не могу без водительского удостоверения. Быть без машины для меня — значит остаться без работы и без денег. А у меня маленькая дочь, которая хочет кушать", — пожаловалась "Сегодня" Ирина.
А 15 января прямо под окнами нашей редакции произошел еще один "занимательный" случай с ГАИ. Около 21.00 киевлянин Максим Салай, сдавая назад, задел дерево во дворе. Позвонил в страховую компанию. Там порекомендовали вызвать ГАИ, чтобы они оформили акт. Инспекторы приехали только к половине второго ночи! Все это время водителю довелось просидеть в своем авто. Составили акт о создании аварийной ситуации и забрали права. На следующий день его обязали явиться в суд...
ЗА СКОЛЬКО МОЖНО ОТКУПИТЬСЯ? Само по себе ужесточение мер по отношение к нарушителям ПДД — конечно же неплохо (ситуация на наших дорогах действительно ужасная и народ действительно уже давно пора бы приучить к порядку за рулем). Но вопрос, во-первых, в их законности (которая, как видим, хромает), а во-вторых, в эффективности — ведь если от ГАИ можно будет откупить дав "на лапу", то ужесточение приведет только к увеличению взяток. Нынешняя облава на дорогах — может рассматривать как хороший тест — может ли ГАИ воздержаться от коррупции. Однозначного ответа на сей вопрос нет.
В самом ГАИ говорят, что саму вероятность взяточничества они нынче свели к минимуму. Дескать на дороги помимо испекторов вышли контрольные группы, которые отслеживают работу рядовых гаишников на дорогах. Они снимают работу какого-либо поста ГАИ на камеру и контролируют порядок общения водителя и инспектора.
На Форуме Участников Дорожного Движения размещено фантастическое сообщение что 10 января мужчина на БМВ 7-й серии пытался дать взятку в размере более $1000, но ничего не получилось. Права у него отобрали. Правда, не исключено, что это сообщение написано в пресс-службе МВД. В тоже время, опрошенные водители у здании суда также заявляли, что предлагали инспекторам взятки (до 100 гривен), но те их не брали. К слову, у здания суда мы видели и водителей, которые прихали на весьма крутых "тачках" (хотя большинство все-таки было на простеньких авто). Впрочем, тех, кто смог дать взятку, понятное дело, около суда встретить нельзя.
А вот некоторые столичные водители рассказывают совсем другие истории. "Мой товарищ проехал на желтый свет. Его остановили гаишники и сказали — или плати 100 гривен, или пойдешь в суд. Тот заплатил сотку. И такая ставка уже везде по городу", — говорит таксист Александр. Одесские же водители жалуются, что после начала облав, ставка взятки поднялась с 20 гривен до 400.