Автор Тема: Как звали Лермонтова?  (Прочитано 6120 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн absurdum

  • Старожил
  • in corpore
  • Авто: другое
  • Город: Варна
Как звали Лермонтова?
« : 25 Декабря 2007, 11:58:01 »
Низкое качество школьных учебников стало притчей во языцех - те времена,
когда весь СССР централизованно обучался по одному стандартному набору
пособий, передаваемых от поколения к поколению из года в год, канули в
Лету. С начала 90-х годов в школы хлынул поток учебников от самых разных
авторов, и их уровень нередко оставлял желать лучшего. Плохая бумага,
низкое качество художественного оформления и полиграфии - вот неполный
список претензий. А уж содержание... Сколько копий было сломано в
дебатах, как излагать историю России ХХ века и творчество
писателей-классиков. И даже такая "незыблемая" наука, как математика, не
избежала упреков - дескать, темы излагаются не так, примеры неверные, да
и решить задачу можно проще и красивее, чем предлагают авторы пособия.

Спустя некоторое время экспертное сообщество решило навести порядок в
этой сфере. Ситуация, когда издание учебников стало легким и доходным
бизнесом, привела к тому, что писали их все, кому не лень. Ни об умении
излагать информацию в доступной для детей форме, ни даже об элементарном
литературном даровании речи не шло. В результате, три года назад, когда
специалисты Российской академии наук (РАН) и Российской академии
образования (РАО) провели первую научную экспертизу учебных изданий, они
испытали настоящий шок. Из 300 с лишним представленных к рассмотрению
учебников с первого раза получили одобрение лишь 20%, остальные были
нещадно забракованы. Информация мало того, что излагалась сухим
канцелярским языком, так еще и была вопиюще неверной. В учебниках
алгебры не там ставили степень, и школьники часами мучались, не в силах
решить пример. В пособиях по русскому языку слова печатались с ошибками,
а в атласах по истории рисовали даже мифический континент Атлантида.

Правда, сам факт появления специальной экспертизы уже дал результаты. В
этом году статистика получилась обратной: лишь 30% учебников были
признаны экспертами РАН непригодными к использованию по прямому
назначению. Как рассказал вице-президент РАН Валерий Козлов, в 2007 году
на экспертизу было подано 437 учебников, из них 15 еще до начала ее
проведения отозвали сами издательства. Из оставшихся с первого раза
строгий отбор на соответствие образовательным стандартам прошли 94.
Остальные были отправлены на доработку. После того, как авторы и
издательства, вняв требованиям академиков, усовершенствовали свои труды,
количество получивших "добро" счастливчиков заметно выросло. Повторную
экспертизу прошли 310 учебников, остальным было высказано твердое
академическое "фи".

Конечно, ошибка ошибке рознь. Маленькая грамматическая опечатка, может
быть, и простительна - чего не бывает в типографском процессе, хотя по
большому счету в учебном пособии и она недопустима. Но когда масштабно
искажаются исторические факты, хронология, события относятся совершенно
не к тем периодам - налицо тотальная безграмотность авторов. Скажем, в
одной из книг в главе про период правления императора Александра I речь
шла о восстании декабристов, рассказал директор Института российской
истории РАН Андрей Сахаров. Это грубейшая ошибка, ведь восстание
случилось после смерти императора, а, значит, относится к другому
периоду истории. Схожий пример привел директор Института мировой
литературы РАН член экспертной комиссии Александр Куделин. В одном из
учебников "Лермонтова называют Юрием Михайловичем, как Лужкова". Нередко
в учебниках литературы приводятся неверные цитаты классиков - Пушкина,
Толстого, Есенина. Впрочем, поговаривали, что из-за коллизии с Законом
об авторских правах от таких цитат в учебниках могут и вовсе отказаться.
Так что знаменитый отрывок из "Капитанской дочки" Пушкина школьники в
недалеком будущем смогут учить наизусть лишь по источнику. Если,
конечно, не поленятся обратиться к творению Александра Сергеевича напрямую.

Встречались пару-тройку лет назад и вовсе курьезные нелепицы. Так, один
из учебников физики утверждал, что время - это мера скорости, а
структура аморфных тел напоминает... макароны. Учебник иностранного
языка в качестве стандартной жизненной зарисовки приводил такую: девочка
14 лет, поссорившись с родителями, уходит жить к сирийцу. Диалоги между
представителями разных культур, наверное, обогащают словарный запас
школьников, но насколько хорошо для неокрепшей психики подростка
воспринимать такую ситуацию, как нормальную?

Тем не менее, по сравнению с итогами трехлетней давности, прогресс
налицо. Это отмечают как академики, так и экспертное сообщество. Однако
по большому счету проблема никуда не делась. Министр образования Андрей
Фурсенко не так давно был вынужден признать, что более 80% школьной
литературы содержит фактические ошибки, а уж правила орфографии и
грамматики русского языка нарушаются повсеместно. В чем причина?

На первый взгляд, написать учебник действительно просто. Не нужно
изобретать ничего нового, строить научные теории, доказывать спорные
истины. Надо просто и доступно изложить для учащихся ту информацию,
которой ты обладаешь. С этим у многих "корифеев от науки" проблемы.
Изложенное ими школьники нередко воспринимают, как полную белиберду, и,
если вдуматься, на самом деле это она и есть. Возможно, в научном
сообществе специфическая терминология имеет право на существование, но
зачем перегружать ей школьные учебники? Почему нет ярких, простых и
образных объяснений?

Огромное количество издательств, в изобилии расплодившихся в начале
90-х, тем не менее, охотно печатали все эти "авторские курсы" и "пособия
по новой методике". В отличие от тысяч других книг, учебники - весьма
выгодный бизнес. Если приключенческий роман или "зубодробительный"
боевик то ли купят, то ли нет, то школьное пособие приобретут в любом
случае - учиться-то надо. Тем более, многие учителя сейчас просто
требуют от родителей купить подобный курс - иначе у ребенка будут
проблемы с оценкой по предмету. Между тем, средняя цена учебника ничуть
не уступает цене того же боевика, а то и превосходит его. Еще бы, это же
книга, несущая свет знаний...

Сегодня, по словам экспертов РАН, из количества издательств,
занимавшихся ранее изданием учебников, сегодня осталась примерно одна
треть. И процесс этот продолжается. "Обучение наших российских
школьников будет вестись на качественных стопроцентно отечественных
учебниках", - оптимистично заявили они, не уточнив, однако, когда
наступит это светлое завтра. Учебники будущего будут отвечать самым
современным требованиям, соответствовать госстандартам и радовать своим
внешним видом. Пока же школьникам придется доучиваться с тем, что есть.

Это напрямую влечет за собой снижение качества школьного образования. За
примерами далеко ходить не надо: по данным American Federation of
Teachers, лишь 11% учащихся восьмых классов (13-14 лет) показывают
хорошие знания по истории США. Большинство даже не знают, кто принимал
участие во второй мировой войне. Корень зла - учебники, контроль за
изданием которых осуществляет целая армия редакторов и рецензентов.
Число ляпов, однако, не снижается. Например, американским школьникам
сообщают, что "Спутник" был первой советской межконтинентальной
баллистической ракетой, оснащенной ядерной боеголовкой" (на самом деле,
это искусственный спутник Земли, не несущий оружия). Или, например, что
Наполеон победил в битве под Ватерлоо, которая на самом деле была
главным поражением его жизни. И даже о том, что первая в мире атомная
бомба была сброшена не на Японию, а на Корею. Если провести подобное
исследование в России, вряд ли уровень знаний наших школьников окажется
намного лучше.

 Наталья БОКАРЕВА



Миша: Хочеш купатися?
Толя: Я стрілять хочу!


!  Внимание! Размещение заведомо ложной информации (п.4.2(й) правил форума) будет наказываться в 2х кратном размере.