Кто-нибудь знает длину тормозного пути своего автомобиля? У меня был повод задаться этим вопросом, и теперь я хочу поделиться своей информацией.
Оказывается, тормозной путь не зависит от ширины профиля шины и площади пятна контакта шины с дорогой, не влияет на сцепление и рисунок протектора. В формуле определения тормозного пути есть единственная переменная, кроме скорости авто
(длина тормоз.пути пропорциональна квадрату скорости авто) – это коэффициент трения, величина которого зависит от состава резины и вида дорожного покрытия. В таблице коэффициентов можно найти усредненные значения коэффициента трения шины с - сухим/мокрым асфальтом (0,5-0,8 / 0,35-0,45), сухой/влажной грунтовой или гравийной дорогой (0,4-0,5 / 0,3-0,4), укатанным снегом (0,2), гололедом (0,1).
Сама формула в окончательном варианте, для определения длины тормозного пути:
S = V*V / 2*g*k
трV*V - это я так написал квадрат скорости, в
м/сек а не в км/ч
g - это величина свободного падения (зависит от высоты над уровнем моря, но в принципе равна 9,8 м/сек2)
В общем и целом, мы получаем, что при скорости 60 км/ч на сухом асфальте и лучшем коэффициенте трения 0,8, тормозной путь будет равен:
16,66667*16,66667 / 2*0,8*9,8 = 17,7 м
Можно также расписать все приблизительные длины тормозного пути при различных скоростях:
10 км/ч (2,78 м/сек) = 0,5 м
20 км/ч (5,56 м/сек) = 2 м
30 км/ч (8,33 м/сек) = 4,4 м
40 км/ч (11,11 м/сек) = 7,9 м
50 км/ч (13,89 м/сек) = 12,3 м
60 км/ч (16,67 м/сек) = 17,7 м
70 км/ч (19,44 м/сек) = 24,1 м
80 км/ч (22,22 м/сек) = 31,5 м
90 км/м (25 м/сек) = 40 м
100 км/ч (27,78 м/сек) = 49,2 м
110 км/ч (30,56 м/сек) = 59,6 м
120 км/ч (33,33 м/сек) = 70,8 м
130 км/ч (36,11 м/сек) = 83 м
140 км/ч (38,89 м/сек) = 96,5 м
150 км/ч (41,67 м/сек) = 111 м
Как можно заметить, многое зависит именно от коэффициента трения. Если вы хотите показать, что длинный тормоз.путь соответствует вашей разрешенной скорости в 60 км/ч, можете попробовать утверждать, что коэффициент сцепления = 0,5 и тогда, этот путь из 17,7 м выростет аж до 28 м
Но, говорят, что обычно считают этот коэффициент как 0,7, т.е. тормозной путь должен быть не менее 20,25 м. В ТЕХ.ИНСТРУКЦИИ на мой старенький ВАЗ-2105 четко указано: Тормозной путь автомобиля с полной массой со скоростью 80 км/ч - 43,2 м, т.е. взят коэффициент 0,6
Слово "полная масса", вероятно означает максимальное давление на шины, а следовательно максимальный коэффициент трения.
Думаю, что можно спокойно сказать о том, что тормозной путь со скорости 60 км/ч не должен превышать:
на сухом асфальте - 20 м
на мокром асфальте - 35 м
на снегу - 70 м
на льду - 140 мВсе это, вероятно, является справедливым для автомобилей без системы АБС, и прочих наворотах тормозной системы. Потому как для авто премиум класса есть тесты по тормозному пути. И эти тесты показывают, что есть авто (возможно достаточно только наличие АБС) у которых коэффициент трения доведен до 1,02
(Audi A6 2,0 TDi Multitronic со скорости 60/80/100/120/140 км/ч останавливается через 13/24/38/55/74 м)Другими словами, можете все вышеприведенные длины пересчитать с другим коэффициентом, или просто приведенные мной домножить на 0,74-0,78..
В большинстве же случаев узнать тормозной путь практически невозможно. Единственный вариант - отыскать этот показатель в результатах тест-драйвов. Например, есть сведения, что тормозной путь у Ланос седан 1,5 без АБС со 100 км/ч - 46,5 м (хетчбек - 48,2 м). Об этом и про тесты на других авто можно почитать
ТУТ. В этой статье тоже есть упоминание про коэффициент трения.
Разумеется, влияет на тормозной путь коэффициент сцепления, который зависит от погоды и может существенно отличаться в зависимости от температуры воздуха и осадков:
- рыхлый снег (плотность 0,06-0,20 г/см3, коэффициент сцепления 0,20);
- уплотненный снег или накат (плотность 0,30-0,60 г/см3, коэффициент сцепления 0,10-0,25);
- гололед - пленка (толщина до 3 мм) или корка (толщина до 10 мм) с коэффициентом сцепления 0,08-0,15
Каким бы дорогим и высокотехнологичным (или наоборот) не был ваш автомобиль, помните о законах физики и коэффициенте сцепления - зимой это особенно важно.
Еще хочу добавить, что тормозной путь гораздо меньше остановочного пути, т.е. пути пройденного автомобилем с момента фиксации водителем препятствия до полной остановки (включает время реакции, нажатие на педаль, срабатывание тормозной системы и сам тормозной путь). Есть мнение, что остановочный путь со скорости в 60 км/ч занимает до 3,5 сек и автомобиль за это время проедет около 30 м до полной остановки на сухом асфальте (удивительно совпадает с дальностью луча ближнего света фар
)