Тормозной след.На написание данного текста меня подвиг спор с гаишниками о термине "ЛЕТЕЛ"
Ситуация следующая.
Мой брат двигался по дороге, имеющей по 2е полосы в каждом направлении в левом ряду на автомобиле ваз 08- участник А
Нехороший человек на автомобиле "Dacia", двигаясь в попутном направлении, решил в это же время совершить разворот влево из крайней правой полосы (только нехорошие человеки так разворачиваются)- Участник Б
В результате столкновения на восьмерке разбита правая фара, смято правое крыло, капот, треснул лобовик (видел сам)
Машина самостоятельно покинула место ДТП, т.к. не потек ни радиатор, ни тормозные шланги
На "Dacia" ободрано две левых двери и смята стойка между дверями (по рассказам очевидцев)
Как уезжала "дача" не знаю.
Асфальт сухой, t+10 градусов
Оба водителя даже без синяков.
Участник А говорит- я ехал со скоростью примерно 50 км/ч, т.к. там лежачий полицейский и после его проезда не успел разогнаться, а тут этот Пи, пи , пи поворачивает
Участник Б говорит- глянул назад- никого нет, я и начал поворачивать, а тут этот пи..пи ..пи "ЛЕТИТ"
Куча никому не нужных разборок, ГАИ, страховщики, ну по полной. Признали виновным Дачника
Пару недель спустя в одной компании за столом зашел разговор об этой аварии. Два ГАИшника доказывали мне что там обоюдная вина
один разворачивался в неположенном месте, а другой "ЛЕТЕЛ" и просто чудо, что в результате удара огромной силы все остались живы
на что я им возражал, что восьмерка старая (25 лет) и в случае сильного удара, повреждения были бы значительные и своим ходом машина бы не уехала.
В конце один говорит, А ты знаешь, что тормозной путь составил16м?, Этож как надо было "ЛЕТЕТЬ"?
Возразить мне было нечего, вроде как бы много 16 метров, может братуха мне прибрехал насчет 50 км/ч? Хотя зачем ему мне врать?
И полез я в интернет
Как я понял, это разные методики расчета взятые из разных источников. Может кому пригодится
Равнозамедленное движение. 1й способv*v/2=Sa
где v - скорость до начала торможения, S-пройденный путь (длина черного следа резины размазанной по асфальту), a-ускорение (замедление) в торможении.
Это берется из перехода ВСЕЙ кинетической энергии mv*v/2 в работу силы трения (разрушение резины, т.е. черный след) (m a)<это сила трения>*S<это пройденный в торможении путь> Ускорение (замедление) при торможении
a=g*k BR> где k коэффициент трения (коэффициент сцепления резины с асфальтом, так это называется в гаишных документах),
g напряженность поля тяжести (сколько ньютонов СИЛЫ веса на каждый килограмм МАССЫ автомобиля; попросту говоря ускорение свободного падения, равное на всей Земле 9.81 н/кг или что то же самое м/с2)
Итого получается
v2/2=Sgk
Значение коэффициента сцепления k может быть от 0.7-0.9 для сухого асфальта и хорошей резины до 0.03-0.01 на льду. Умелое торможение на грани блокоровки колес (работа хорошей АБС) могут повысить коэффициент трения процентов на 10-20, но это не наш случай: раз черный след на асфальте - колеса были заблокированы.
Минимально допустимая эффективность тормозов для легковушки 0.64 (на каждую тонну веса тормозное усилие 640 кг) регламентируется в ГОСТ 25478-91 для вообще тормозов. Предполагается что на сухом асфальте (или на резине барабана на ПИК) сцепление резины гораздо лучше, так что это качество собственно тормозов. Одним словом, на сухом асфальте принято считать, что машина замедлялась с ускорением 0.64g, 9.81*0.64 примерно 6.3 м/с2
Обратная задача (вычисление скорости по тормозному пути) решается так
v<м/с>=sqrt(2*9.81<м/с2>*0.64*S<м>)
где функция sqrt означает квадратный корень, и скорость переводится из метров в секунду в километры в час согласно соотношению 36 км/ч=10м/с
В остановочный путь еще входит расстояние пройденное с начальной скоростью за время реакции водителя (0.2 сек) и время срабатывания тормозной системы (по ГОСТ 25478-91 не хуже 0.5 сек для легковушек). Черного следа на асфальте в это время не остается, и в расчетах скорости из длины тормозного следа поэтому используют только тормозной путь.
S=16м
36 км/ч=10м/с
v=√2Sgk v=√2*16*9,81*0,64= 14,174м/с или
51,0км/ч коэффициент по ГОСТ
v=√2*16*9,81*0,7= 14,823м/с
53,3км/ч коэффициент средний
v=√2*16*9,81*0,9= 16,8м/с
60км/ч коэффициент МАХ
Расчет тормозного пути и скорости. 2й способ Экспертиза использует следующие формулы и методики.
Va =0.5* t3 * j + √2Sю * j Va =0.5* 0,3 * 6,8 + √2*16 * 6,8 15,77м/с
56,77км/чгде:
Va - начальная скорость автомобиля, м/с;
t3 - - время нарастания замедления автомобиля, с;
j - установившееся замедление автомобиля при торможении, м/с2;
(для мокрого покрытия-5м/с2 по ГОСТ 25478-91 или приложению ниже)
для сухого покрытия j=6,8 м/с2, отсюда начальная скорость автомобиля при "юзе" в 21м равна 17,92м/с, или
64,5км/ч. (если у Вас след юза до 20 м, значит, с соблюдением скоростного режима не должно быть проблем- Ваша скорость примерно 60 км/ч)
Sю - длинна тормозного следа (юза), м.
S0 = S1 + S2 +S 3+ S4 = (t1 + t2 + 0,5 t3 ) Va + Va/2j или S0 = (t1 + t2 + 0,5 t3 ) Va + Va/2j=(0,8+0,2+0,5*0,3)*15,77+15,77/2*6,8=
18,3м (по этому расчету при расстоянии 19 м столкновения бы не произошло)
где:
S0 - путь автомобиля с момента начала реагирования водителя на опасность до остановки (остановочный путь)
S1 + S2 +S3+ S4 - пути автомобиля за промежутки времени t1 , t2 , t3 , t4
t1 - время реакции водителя, -0,8с.
t2 - время запаздывания гидравлического тормозного привода, выбирается 0,2с.
t3 - время нарастания замедления, 0,3с.
t4 = Vю/j = Va/j - 0,5 t3 - время полного торможения, с.
T0 = t1 + t2 + t3 + t4 = T + Va / j;
приняв Т = t1 + t2 + 0,5 t3 можно легко расчитать остановочный путь и остановочное время автомобиля.
Это можно расчитать для сравнения условий движения двух участников ДТП.
Справочная литература:
1. Иларионов В.А. "Экспертиза дорожно-транспортных происшествий". М., Транспорт, 1989г.
2. Иларионов В.А. "Задачи и примеры по экспертизе ДТП". Учебное пособие. МАДИ. М., 1990г.
3. Коршаков И.К., Сытник В.Н. "Комплексный анализ дорожно-транспортных происшествий". Учебное пособие. МАДИ. М.1991г.
4. Ермаков Ф. "Оценка достоверности и объективности заключения судебной автотехнической экспертизы" Российская юстиция, №5, 1997г.
Тормозной путь 3й способ тормозной путь (м)
S=Kэ*V*V/(254*Фc), v=√S*254*Фс/Кэ v=√16*254*0,7/1=
53,3км/чгде Кэ-тормозной коэффициент (для легкового автомобиля =1),
V - скорость в км/ч в начале торможения,
Фc - коэффициент сцепления с дорогой (=0.7 сухой асфальт, 0.4 мокрая дорога, 0.2 укатанный снег, 0.1 обледенелая дорога)
След юза. 4й В экспертной практике принято считать, что следы юза, вызванные блокировкой колес, остаются только в период полного торможениия (т.е. торможение в пол), а момент начала следообразования совпадает с моментом возникновения установившегося замедления, отсюда
Sю=Vю*Vю/2j, Vю=√S*2*6,8=√16*2*6,8=14,75м/с
53,1км/чгде Sю - длина следа торможения (м)
Vю - скорость автомобиля в начале полного торможения (м/с)
j - установившееся замедление транспортного средства при полном использовании сцепления всеми шинами автомобиля (м/(с*с))
Это величина - экспериментально-расчетная, у конкретного автомобиля может быть иная. Может быть расситана по следующей формуле:
j=f*g,
где f - коэффициент продольного сцепления шин с дорогой - замеряется на месте ДТП с помощью "пятого колеса" или переносных приборов, а g - 9.8 м/(с*с)
Однако не забывайте, что до начала полного торможения, автомобиль проходит некоторое расстояние с нарастанием замедления,
поэтому Vю=Vа-0.5*t(3)*j,
где Vа - начальная скорость автомобиля,
а t(3) - время нарастания замедления, которое зависит от типа тормозного привода, состояния дорожного покрытия и массы автомобиля. При пневматическом приводе оно больше, чем при гидравлическом, и возрастает при увеличении коэффициента сцепления и массы автомобиля.
Остановочный путь
S = (T1+T2+0,5*T3)*V/3,6 + V*V/(26*J) где:
T1 = 0,8с - время реакции водителя;
T2 = 0,1с - время запаздывания срабатывания тормозного привода;
T3 = 0,35 - время нарастания замедления;
V = - скорость, км/ч;
J = 6,8 - установившееся замедление.
Существует таблица, указывающая в каких ситуациях какая должна быть реакция водителя. Там T1 находится в пределах 0,6 - 1,4 с (с шагом 0,2) .
Почему эксперты применяют 0,8 - не понятно (у каждого человека разная реакция - поэтому и применяются пределы), так как уже при T1 = 1с результат уже изменяется (в последствии этого результат экспертизы может быть совершенно противоположным).
Сопоставим длину тормозного следа и скорость автомобиля. 5й Формула выглядит так:
Sю= 0,5xTзxVo + Vo^2/(2xj) 16=0,5*0,3*V+V*V/2*6,8 Методом подбора получаем скорость примерно 13,767м/с или 13,8*36/10=49,68км/ч
Vo - начальная скорость автомобиля, м/с;
Tз - - время нарастания замедления автомобиля, с;
j - установившееся замедление автомобиля при торможении, м/с2;
(для мокрого покрытия-5 м/с2, для сухого покрытия j=6,8 м/с2 по ГОСТ 25478-91)
Sю - длинна тормозного следа (юза), м.
Tз - по гайским методикам = 0,3 с
(51+53,3+60+56,77+53,3+53,1+49,68)/7=53,88км/ч Имеем 7 значений скорости полученной с помощью разных формул, найдем среднее ~ 53,88км/ч
Выходит, если я не ошибся, участник А сказал правду.
Для предотвращения аварии не хватило всего 3 ну пусть 5 метров
И еще. Столкновение произошло в дневное время на людном участке и ни одного свидетеля. Был один мужик , который сказал , что все видел, а потом убежал. Остальные только слышали удар и пришли поглазеть.
Короче свидетелей нет. Зато есть встречные обвинения в несоблюдении скоростного режима.
Вывод:
Нужно иметь видеорегистратор ВСЕГДА
Может кто по другому пересчитает- буду признателен.
Добавлено: 02 Декабря 2012, 19:47:09
Взято отсюда
http://fudd.org.ua/index.php?topic=5220.0