четверта тяга...
Святая Халява
История этого праздника уходит своими корнями в глубокую древность.
Первые упоминания датируются еще незнамо каким веком. Археологи находят куски бересты, на которых обнаруживаются полустертые надписи «Халявная грамота». Эти грамоты были особенно популярны у жителей средней полосы России, считалось хорошей приметой найти такую бересту. Именно из них историки и черпают основные сведения о празднике.
Наши пращуры встречали Халяву с зарей и праздновали не меньше недели.
На Халяву парили репу и варили овсяный кисель, встречая всяк входящего на двор криками: «Дом пуст, погреб пуст, дай, прохожий, нам капуст!» Если же гость все же обнаруживал остатки киселя или огрызки репы – забирал их с собой на халяву. Если же хозяева прятали снедь так, что никто ее найти не мог, приходилось гостю потчевать всех домочадцев кипятком из самовара.
В первый день Святой Халявы все семейство затевало баню, растапливая ее дровами с соседского двора. Парились долго, основательно, охаживая друг друга вениками, которые удалось загодя стянуть с воза, проезжавшего мимо. Тогда и родились пословицы: «Своим веником хлестать – век Халявы не видать», «На Халяву свой веник кусает, чужой – ласкает».
В последующие дни устраивали посиделки в крайней избе, звали туда всех знакомых и незнакомых, приглашали, привечали, угощали от души пирогами, испеченными «крайними» хозяевами. От пуза наедались халявной снедью, по горло напивались халявной бормотухой. В избу набивалось полдеревни. Остальная половина гуляла в избе с другого краю.
Девки гадали на халявных свечах, пытали, кому в этом году Святая Халява улыбнется да бусами одарит, которые коробейник рассыплет, споткнувшись.
Парни играли в халявные бабки, при этом выигрывали редко, но уж если кому повезет – тут не зевай, беги со всех ног, уноси халяву, чтоб не догнали. А за счастливчиком с улюлюканьем и гиканьем бежит толпа, пытаясь отбить халяву да разделить ее по справедливости. И несется по деревне: «Держи Халяву!»
Люди постарше собирались у печи, загребали чужими руками жар, бабы корзинами растаскивали по избам прошлогодний снег, случалось, полные подполы набивали.
На вечерней зорьке матери умывали росой младенцев, приговаривали: «На Халяву и водица слаще». Собирали росу в бидоны, крынки, миски. Чем больше росы наберешь, тем больше Халявы поймаешь.
Немало в народе и примет, связанных с этим днем:
Если дождь на Халяву с утра – будет сыро до вечера.
В ночь на Халяву ветер – закрывай окна, надует.
Солнце на Халяву – к вёдру,
а коли ведро на халяву – беги в сарай да прячь, пока хозяева не объявились.
Найти пятак на Халяву – к большой радости.
В нашем веке сохранились отголоски этого поистине всенародного праздника. Не проходит дня, чтобы кто-нибудь да не помянул халяву. И всегда халява русскому сердцу в радость, и всегда ко двору.
Вот только жаль, не всякий помнит, что вслед за Халявой приходит другой всенародно любимый праздник – Святой Облом.
Но это уже совсем другая история.