Автор Тема: Проверка легальности софта на фирме: какими документами регламентируется.  (Прочитано 6417 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн kolob

  • Старожил
  • Авто: Aveo T200
Уважаемые юристы, подскажите по данному вопросу. У меня на фирме все компьютеры с легальными операционками windows и офисными пакетами, а также 1С бухгалтерией. Но есть и нелегальное ПО типа фотошопа и еще каких-то прибамбасов весьма нужных. Вот и хотелось бы почитать что, у кого кто и как имеет право проверять и какие последствия проверки.
Если такая тема уже была, то извиняюсь, но не нашел в поиске.

_Kolobok_

  • Гость
ЗАКОН УКРАИНЫ
"Об авторском праве и смежных правах"

+ в Гражданском Кодексе было.

По Фотошопу не скажу. Но вот подлинность 1С контролируется налоговой. Сталкивались уже.
Подозреваю что остальной софт - тоже они могут.
З.Ы. Но это в разрезе административного законодательства. А вот с пиратами - там уже возможно и уголовное право кажется.

Оффлайн rusta

  • Постоялец
  • гЫц
  • Город: Kieff
Это нарушение авторских прав - соответственно см. нарушение авторского права и права интеллектуальной собственности (если на территории страны есть законнный представитель правообладателя, например: "microsoft украина" есть законным представителем авторского права "microsoft").
Кстать по поводу самой Win: http://oem.microsoft.com/script/contentPage.aspx?pageid=563189

Оффлайн SherXan

  • Член клуба
  • Авто: Aveo T250 (1.5)
  • Город: Одесса
kolob,  Вот попытаюсь ответить.

Деятельность компании ЛЕКСФОР в сфере анти-пиратства и легализации ПО в Украине
Компания ЛЕКСФОР, юридический представитель в Украине таких всемирно известных компаний как Adobe, Autodesk, Microsoft и других, сообщает о новых фактах выявления нелегального использования ПО на украинских предприятиях.
Так, например, в результате проверок предприятий и организаций различных форм собственности на предмет соблюдения авторских прав корпорации Adobe Systems Incorporated только на сегодняшний день возбуждено и расследуется 20 уголовных дел против нарушителей, а в судах Украины на рассмотрении находятся 5 уголовных дел касательно фактов нарушения авторских прав Adobe.
За последние 12 месяцев в адрес различных предприятий Украины компанией ЛЕКСФОР был направлен ряд писем с предупреждением о недопустимости использования нелицензионных копий ПО в своем бизнесе.
Ниже приведены данные проверок на предмет легальности используемого ПО одной из компаний, юридические интересы которой в Украине представляет компания ЛЕКСФОР.
24 октября 2006 года
(Украина, Житомир) 24 октября 2006 года сотрудниками УГСБЭП УМВД Украины в Житомирской области была проведена проверка коммунального предприятия «Житомиртеплокоммунэнерго», в результате которой зафиксирован факт использования контарафктного ПО Adobe (сумма прямых убытков составила 5200 гривень). Юридический представитель корпорации – фирма «ЛЕКСФОР» направила заявление о нарушении авторских прав, на основании которого милиция возбудила уголовное дело. В рамках досудебного следствия представителем Adobe System Incorporated был также заявлен гражданский иск. В настоящее время уголовное дело полностью готово для направления в суд.
28 ноября 2006 года
(Украина, Киев) 28 ноября 2006 года сотрудниками Департамента ГСБЭП МВД Украины был выявлен факт распространения гр. Акиньшиной компакт-дисков с нелицензионным программным обеспечением, в т.ч. принадлежащим корпорации «Adobe System Incorporated». 11 декабря 2006 года юридическая фирма «ЛЕКСФОР» направила заявление о нарушении авторского права и причинении материального ущерба корпорации «Adobe», на основании которого было возбуждено уголовное дело. Общий размер ущерба корпорации составил 25000 гривен, в связи с чем к нарушителю был предъявлен также гражданский иск на эту сумму.
17 апреля 2007 года Голосеевский районный суд г. Киева рассмотрел уголовное дело по обвинению гр. Акиньшиной О.В. за совершение преступления, предусмотренного ст. 176 УК Украины, и вынес против нарушителя обвинительный приговор о лишении свободы сроком на 1 год (условно). На сегодняшний день приговор гр. Акиньшиной О.В. вступил в законную силу.
29 ноября 2006 года
(Украина, Львов) 29 ноября 2006 года сотрудниками УГСБЭП УМВД Украины во Львовской области была проведена проверка деятельности ЧП «Леосвит», которое занимается предоставлением рекламных и полиграфических услуг. В проверки был выявлен факт использования нелицензионного программного обеспечения Adobe PhotoShop 8.0 CS, Adobe Acrobat 6.0 Professional, Adobe Illustrator CS2, Adobe InDesign CS. Милиционерами изъято 6 ПК, а ущерб, причиненный корпорации Microsoft, составил 26700 гривень. Юридический представитель Adobe в милицию заявление о привлечении директора ЧП «Леосвет» к уголовной ответственности. Сотрудниками милиции в отношении директора ЧП «Леосвит» возбуждено уголовное дело по ч. 1 ст. 176 УК Украины. Ведется досудебное следствие.
4 января 2007 года
(Украина, Одесса) 4 января 2007 года сотрудниками УГСБЭП УМВД Украины в Одесской области выявлен факт распространения нелицензионного программного обеспечения Adobe Acrobat, Adobe Illustrator CS2, Adobe InDesign CS2, Adobe Photoshop CS2 менеджером магазина «Мегабит» Качкиным В.П., который занимается реализацией компьютерной техники. В ходе проведения проверки выявлено и изъято 14 ПК на которых обнаружено нелицензионное ПО. Ущерб, причиненный корпорации «Adobe System Incorporated», составил 285261 гривень. По итогам проверки нами было подано заявление о привлечении Качкина В.П. к уголовной ответственности. Сотрудниками милиции по факту распространения нелицензионного программного обеспечения корпорации «Adobe System Incorporated» возбуждено уголовное дело по ч. 2 ст. 176 УК Украины. В рамках досудебного следствия представителем Adobe был также заявлен гражданский иск. В настоящее время уголовное дело находится на рассмотрении в суде.
23 января 2007 года
(Украина, Киев) 23 января 2007 года работниками ОГСБЭП Деснянского РУ ГУ УМВД Украины г.Киева выявлен факт использования в деятельности частного предпринимателя Гончара П.Л., который занимается ремонтом мобильных телефонов, нелицензионных копий программ Adobe. В результате проверки изъято 2 компьютера с контрафактными копиями Adobe Photoshop 7.0, Adobe Acrobat 6.0 Pro, Adobe Illustrator CS. Сумма ущерба составила 12600 гривень, поэтому фирма «ЛЕКСФОР» как представитель корпорации «Adobe System Incorporated» заявила о нарушении авторских прав корпорации. 13 февраля 2007 года работниками милиции возбуждено уголовное дело в отношении Гончара, в рамках которого теперь ведется досудебное следствие.
13 марта 2007 года
(Украина, Севастополь) 13 марта 2007 года сотрудниками СО Нахимовского РО УМВД Украины в г. Севастополе был выявлен и задокументирован факт использования в деятельности ООО «АН «Адмирал» нелицензионного программного обеспечения Adobe Photoshop CS и Adobe Acrobat 7.0 Professional. В результате проверки изъято 8 ПК на которых обнаружено нелицензионное ПО. Ущерб, причиненный корпорации «Adobe Systems Incorporated», составил 12300 долларов США. 13 марта 2007 года нами подано заявление о привлечении должностных лиц ООО «АН «Адмирал» к уголовной ответственности.
27 марта 2007 года
(Украина, Харьков) 27 марта 2007 года сотрудниками ОГСБЕП Изюмского ГРО ГУ МВД Украины в Харьковской области выявлен факт распространения нелицензионного программного обеспечения Adobe Photoshop CS предпринимателем Макляковым А.А., который занимается продажей компьютерной техники. В ходе проведения проверки выявлено и изъято 2 системных блока, на которых обнаружено нелицензионное ПО. Ущерб, причиненный корпорации «Adobe Systems Incorporated», составил 2100 долларов США. 27 марта 2007 года нами было подано заявление о привлечении СПД Маклякова А.А. к уголовной ответственности, по которому милицией возбуждено уголовное дело. В настоящее время ведется следствие, в процессе которого нами подано исковое заявление о взыскании с нарушителя материального ущерба
31 мая 2007 года
(Украина, Донецк) 31 мая 2007 года работниками ОГСБЭП Дружковского ГО МВД Украины в Донецкой области была проведена проверка ЧП Дробитько В.Б., который занимается продажей радиоаппаратуры. В результате проведения проверки выявлен факт распространения нелицензионного программного обеспечения. Изъято 2 ПК с нелицензионными копиями Adobe Premiere Pro, Adobe Photoshop, Adobe Creative Suite Premium 2.0. Сумма ущерба составила 6722 долларов США. 1 июня 2007 года нами подано заявление о привлечении ЧП Дробитько В.Б. к уголовной ответственности.
13 июня 2007 года
(Украина, Киев) 13 июня 2007 года сотрудниками ОГСБЭП Святошинского РУ ГУ УМВД Украины в г. Киеве выявлен и задокументирован факт использования в деятельности СТ «Укрмюзик» нелицензионного программного обеспечения. В ходе проверки изъято 3 ПК с контрафактными копиями Adobe Photoshop CS, Adobe Illustrator CS2, Adobe Acrobat 7.0 Professional. Сумма ущерба, причиненного корпорации, составила 5417 долларов США. 13 июня 2007 года нами подано заявление о привлечении должностных лиц СТ «Укрмюзик» к уголовной ответственности, по которому возбуждено уголовное дело. Ведется следствие.
12 июля 2007 года
(Украина, Винница) 12 июля 2007 года работниками ОГСБЭП Замостянского ВМВ УМВД Украины в Винницкой области была проведена проверка ООО «Медиа-Буд». В результате проверки изъято 5 ПК с нелицензионными копиями Adobe Photoshop CS, Adobe Illustrator CS2, Adobe InDesign CS2. Сумма ущерба составила 8292 долларов США. 13 июля 2007 года нами подано заявление о привлечении директора ООО «Медиа-Буд» Шпачинского В.Н. к уголовной ответственности.

А вот собственно и Лексфор http://www.lexfor.com

Вот маленький экскурс в историю ... Взять с Винницкого форума.

Оффлайн SherXan

  • Член клуба
  • Авто: Aveo T250 (1.5)
  • Город: Одесса
А так как сам работаю в конторе которую постоянно проверяют, советую использовать бесплатное программное обеспечение. Дешевле обойдется.

Оффлайн p_r_o_m_k

  • Постоялец
  • Ахтырчанин
вот это хороший вопрос подняли.

Кто может дать ответы на такие вопросы:
1. Я ЧП, нахожусь в офисе партнеров на момент проверки СБЭП со своим личным ноутбуком, имеют ли право проверить мой ноут?
2. Какие документы должны предъявить сотрудники СПЭП перед проверкой?

Оффлайн kolob

  • Старожил
  • Авто: Aveo T200
Ну и к вопросу p_r_o_m_k.  А как правильно оформить (приказом или как-то иначе) право использовать личный ноутбук ( с лицензионным ПО) в офисе сотрудниками. Естественно, ноут будет подключаться к сети. Ну скажем мой ноут, как директора. Возможно, указать, что как-то временно? Именно чтоб трактовался этот ноут все же как личный.

Оффлайн kolob

  • Старожил
  • Авто: Aveo T200
Если модераторы не против (к сожалению, потерял адрес первоисточника), то выкладываю текст интересный, думаю, для многих:

"ЧИТАЙТЕ,ДУМАЮ ЧТО НЕ ТОЛЬКО ВАМ ПРИГОДИТСЯ.

В связи с многочисленными вопросами юристом Дмитрием Романюхой, автором ряда публикаций в нашей газете по проблемам взаимоотношений с правоохранительными органами, была проведена правовая экспертиза действующего законодательства об авторских и смежных правах в части использования предприятием нелицензионного программного обеспечения. Для удобства восприятия материал изложен в виде анализа наиболее часто возникающих вопросов. 

Проверки лицензионного программного обеспечения
На тонкой грани между преступлением и правонарушением

 1. Каковы возможные негативные последствия использования нелицензионного программного обеспечения для предприятия? Кто и какую ответственность несет в таких случаях?

Защита личных неимущественных и имущественных прав субъектов авторского и (или) смежных прав осуществляется в порядке, установленном административным, гражданским и уголовным законодательством (ст. 51 Закона Украины «Об авторском праве и смежных правах»).

Так, административная ответственность за нарушение прав на объекты права интеллектуальной собственности установлена ст. 51-2 Кодекса об административных правонарушениях Украины (далее – КоАП). В соответствии с указанной выше статьей КоАП, нарушением является незаконное использование объекта права интеллектуальной собственности (литературного или художественного произведения, их исполнения, фонограммы, передача организации вещания, компьютерной программы, базы данных, научного открытия, изобретения, полезной модели, промышленного образца, знака для товаров и услуг, топографии интегральной микросхемы, рационализаторского предложения, сорта растений и т. д.), присвоение авторства на такой объект или иные умышленные нарушения прав на объект права интеллектуальной собственности. Субъектами данного правонарушения являются физические лица, достигшие к моменту совершения правонарушения 16-летнего возраста.

Уголовная ответственность за нарушение авторского права и смежных прав установлена ст. 176 Уголовного кодекса Украины (далее – УК Украины). С объективной стороны, преступление предусматривает общественно-опасные деяния, их последствия в виде причинения материального вреда в крупном размере (стоимость экземпляров незаконно растиражированных и распространенных произведений, материальных носителей компьютерных программ, баз данных, или сумма дохода, полученного в результате незаконного показа или опубликования, указанных объектов интеллектуальной собственности в 100 и более раз превышает не облагаемый налогом минимум доходов граждан), а также причинную связь между соответствующими деяниями и их последствиями.

Формами проявления данного преступления являются:
1) незаконное воспроизведение компьютерных программ, баз данных;
2) незаконное распространение компьютерных программ и баз данных на носителях информации;
3) незаконное тиражирование компьютерных программ и баз данных на носителях информации;
4) иное использование чужих компьютерных программ и баз данных без разрешения лиц, которые имеют на них авторские права.

Квалифицирующими признаками рассматриваемого нами преступления являются:
1) совершение его повторно;
2) причинение материального вреда в особо крупном размере (стоимость экземпляров незаконно растиражированных и распространенных произведений, материальных носителей компьютерных программ, баз данных, или сумма дохода, полученного в результате незаконного показа или опубликования, указанных объектов интеллектуальной собственности в 1 000 и более раз превышает не облагаемый налогом минимум доходов граждан). Особо квалифицированным данное преступление считается в том случае, если оно совершено должностным лицом с использованием служебного положения в отношении подчиненного лица. Субъектом преступления является любое вменяемое физическое лицо (в том числе – должностное лицо), которое к моменту совершения преступления достигло 16-летнего возраста.

В связи с тем что субъектами преступлений и административных правонарушений могут быть только физические лица, в частности, должностные лица предприятия, уголовной или административной ответственности юридические лица нести не могут.

Однако, в соответствии со ст. 441 ГК Украины, предприятие, организация или иное юридическое лицо, должностными лицами которого, при исполнении ими своих служебных обязанностей, был причинен вред третьим лицам, обязано возместить пострадавшему лицу причиненный ему вред в полном объеме. В свою очередь, указанные должностные лица несут ответственность перед этим предприятием в порядке регресса, согласно требованиям норм трудового законодательства (п. 3 постановления Пленума Верховного Суда Украины от 29.12.92 г. № 14 «О судебной практике по делам о возмещении вреда, причиненного предприятиям, учреждениям, организациям их работниками»).

* * *

2. Какие именно проверяющие и контролирующие органы имеют право проверять предприятие на предмет использования нелицензионного программного обеспечения? Что является основанием для такой проверки? Какие документы должны быть предоставлены предприятию проверяющими органами при желании провести такую проверку? Каковы полномочия проверяющих при проведении такой проверки? Какие действия они могут проводить на предприятии с компьютерной техникой, с персоналом, работающим с этой техникой, с должностными лицами предприятия? Что конкретно они имеют право делать и что – не имеют? Могут ли быть изъяты какие-либо документы, компьютерная техника и т. п. при проведении такой проверки?)

Прежде всего необходимо отметить тот факт, что действующим законодательством Украины не предусмотрено проведение проверок юридических и физических лиц на предмет соблюдения ими требований действующего законодательства в сфере защиты авторского права.

Все мероприятия по выявлению и пресечению нарушений авторского права проводятся органами внутренних дел и прокуратуры в рамках уголовного, уголовно-процессуального и административного законодательства.

Так, в соответствии со ст. 255 КоАП Украины, составляют протоколы и ведут производство по делам об административных правонарушениях, установленных ст. 51-2 КоАП Украины, органы внутренних дел. Рассматривают дела по данным административным правонарушениям судьи районных (городских) судов (ст. 221 КоАП Украины).

Уголовные дела, возбужденные по преступлениям, предусмотренным ч. 1 и ч. 2 ст. 176 УК Украины, расследуются следователями органов внутренних дел. Преступления, предусмотренные ч. 3 ст. 176 УК Украины, расследуются следователями органов прокуратуры.

Особо следует остановиться на том факте, что ряд действий органов внутренних дел, а именно их оперативных подразделений, может осуществляться в рамках Закона Украины «Об оперативно-розыскной деятельности».

Согласно ст. 5 Закона Украины «Об оперативно-розыскной деятельности», к оперативно-розыскным подразделениям Министерства внутренних дел Украины относятся уголовная, транспортная, специальная милиции, специальные подразделения по борьбе с организованной преступностью, обеспечению безопасности работников судов, правоохранительных органов и участников уголовного судопроизводства.

Рассмотрим подробно действия и мероприятия, которые могут осуществляться оперативными подразделениями органов внутренних дел в рамках указанного выше закона.

В соответствии с п. 1 ст. 6 Закона Украины «Об оперативно-розыскной деятельности», основанием для проведения оперативно-розыскной деятельности является наличие достаточной информации о:

– преступлениях, которые подготавливаются или совершены неустановленными лицами;

– лицах, которые готовят или совершили преступление;

– лицах, которые скрываются от органов расследования, суда или уклоняются от отбытия уголовного наказания;

– лицах, без вести пропавших.

Исходя из изложенной выше нормы, в нашем случае основаниями для проведения оперативно-розыскных мероприятий может быть наличие достаточной информации о подготавливаемом или совершенном неустановленными лицами преступлении в сфере авторского права и смежных прав, а также наличие достаточной информации о лицах, которые подготавливают или совершили преступления в сфере авторского права и смежных прав. Четкого указания о том, какая информация и каким образом она должна быть зафиксирована, чтобы считаться достаточной для проведения оперативно-розыскных мероприятий, указанный закон не содержит. Поэтому, чтобы разобраться в этом вопросе, необходимо рассматривать его в более широком формате, связывая нормы Закона Украины «Об оперативно-розыскной деятельности» с Уголовным и Уголовно-процессуальным кодексами Украины.

Частью 1 ст. 94 Уголовно-процессуального кодекса Украины (далее – УПК Украины) установлено, что основаниями для возбуждения уголовного дела являются:

– заявления или сообщения предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, представителей власти, общественности или отдельных граждан;

– сообщения представителей власти, общественности или отдельных граждан, которые задержали подозреваемое лицо на месте совершения преступления или с поличным;

– явка с повинной;

– сообщения, опубликованные в прессе;

– непосредственно выявленные органом дознания, следователем, прокурором или судом признаки преступления.

Правоотношения в сфере авторского права специфичны и, как правило, не имеют широкого резонанса в окружающей действительности. Органы внутренних дел могут получить указанные сведения только из ограниченного круга источников. А именно: сообщения граждан, предприятий, органов власти, публикации в прессе, явка с повинной лица, совершившего преступление, непосредственное выявление признаков преступления в сфере авторского права органами внутренних дел и прокуратуры или судом при выполнении возложенных на них законом обязанностей (например, при расследовании иных преступлений, осуществлении производства по административным правонарушениям и т. д.). Как видно, данные источники информации совпадают с основаниями для возбуждения уголовного дела, перечисленными выше. В соответствии же со ст. 4 УПК Украины, следователь, судья или орган дознания обязаны при наличии оснований возбудить уголовное дело. Органами дознания, согласно ст. 103 УПК Украины, являются именно оперативно-розыскные подразделения, в частности, соответствующие подразделения органов внутренних дел. Поэтому в случае получения информации о подготавливаемом, совершаемом или совершенном преступлении в сфере авторского права из перечисленных выше источников органом дознания (подразделением оперативно-розыскной деятельности) внутренних дел должно быть немедленно возбуждено по данному факту уголовное дело. "

Оффлайн kolob

  • Старожил
  • Авто: Aveo T200
"Далее, ст. 9 Закона Украины «Об оперативно-розыскной деятельности» установлено, что оперативно-розыскная деятельность должна осуществляться только при наличии заведенного оперативно-розыскного дела. Постановление о заведении такого дела подлежит утверждению начальником органа внутренних дел или его уполномоченным заместителем. Без заведения оперативно-розыскного дела оперативно-розыскные мероприятия проводить запрещено. Кроме того, работники милиции, которые явились на предприятие с целью осуществления тех или иных мероприятий оперативно-розыскной деятельности, должны иметь при себе служебные удостоверения, которые по первому требованию должностных лиц предприятия должны предоставить им для ознакомления.

Перечень действий и мероприятий, которые милиция имеет право осуществлять в рамках оперативно-розыскной деятельности, перечислены в ст. 8 Закона Украины «Об оперативно-розыскной деятельности». В соответствии с указанной статьей, оперативные подразделения внутренних дел имеют право осуществлять следующие мероприятия:

1) опрашивать лиц и по их согласию пользоваться их добровольной помощью;

2) производить контрольную и оперативную закупку и поставку товаров, предметов и средств, в том числе запрещенных для оборота, у физических и юридических лиц независимо от форм собственности с целью выявления и документирования фактов противоправных деяний;

3) поднимать в установленном законом порядке вопросы о проведении проверок финансово-хозяйственной деятельности предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности и лиц, которые занимаются предпринимательской деятельностью или иными видами хозяйственной деятельности индивидуально, и брать участие в их проведении;

4) требовать, собирать и изучать документы и данные, которые характеризуют деятельность предприятий, учреждений, организаций, а также образ жизни отдельных лиц, подозреваемых в подготовке или совершении преступления, источники и размеры их доходов;

5) проводить операции по захвату преступников, прекращению преступлений;

6) посещать жилые помещения и иные помещения с согласия их собственников или жильцов для выяснения обстоятельств совершенного или готовящегося преступления, а также собирать сведения о противоправной деятельности подозреваемых лиц, в отношении которых проводится проверка;

7) негласно выявлять и фиксировать следы тяжких преступлений, документы и иные предметы, которые могут быть доказательствами подготовки или совершения таких преступлений, либо получать разведывательную информацию, в том числе путем проникновения оперативного работника в помещения, транспортные средства, на территорию земельных участков;

8) осуществлять проникновение в преступную группу негласных сотрудников оперативного подразделения или лица, которое сотрудничает с последним, с сохранением тайны достоверных данных в отношении их личностей;

9) считывать информацию с каналов связи, применять иные технические средства получения информации;

10) контролировать путем отбора по отдельным признакам телеграфно-почтовые отправления;

11) осуществлять визуальное наблюдение в общественных местах с применением фото-, кино– и видеосъемки, оптических и радиоприборов, иных технических средств;

12) иметь гласных и негласных штатных и внештатных сотрудников;

13) устанавливать конфиденциальное сотрудничество с лицами на принципах добровольности;

14) получать от юридических и физических лиц бесплатно или за вознаграждение информацию о преступлениях, которые готовятся либо уже совершены;

15) образовывать с целью конспирации предприятия, организации, использовать документы, которые шифруют лицо или ведомственную принадлежность работников, помещений и транспортных средств оперативных подразделений;

16) использовать с ведома администрации служебные помещения, транспортные средства и иное имущество предприятий, учреждений, организаций, а также по согласию граждан – жилье, иные помещения, транспортные средства и имущество, которые им принадлежат;

17) создавать и применять автоматизированные информационные системы;

18) применять средства физического воздействия, специальные средства и огнестрельное оружие на основаниях и в порядке, установленных законами о милиции.

В рамках предварительного следствия по уголовным делам следователи и органы дознания МВД Украины имеют право проводить в порядке, установленном действующим процессуальным законодательством, следующие следственные действия: осуществлять допросы подозреваемого, обвиняемого, свидетелей и потерпевших; проводить очные ставки, обыски и выемки; назначать экспертизы; задерживать подозреваемых в совершении преступления лиц. При этом правомерность действий следственных и оперативных работников милиции возможно оценить только при непосредственном их проведении, руководствуясь нормами УПК и УК Украины.

В ходе проведения производства по административным делам органы внутренних дел имеют право осуществлять административное задержание и доставку нарушителя в органы милиции; собирать пояснения у свидетелей, правонарушителя; проводить осмотр и изъятие вещей, предметов, которые являлись орудием совершения правонарушения; назначать экспертизы (в тех случаях, когда они необходимы).

Рассматривая вопросы нарушений в сфере авторского права и смежных прав, следует помнить, что компьютерная техника, компьютерные программы и базы данных, по которым органам внутренних дел не были предоставлены соответствующие сертификаты, в соответствии со ст. 78 УПК Украины, вполне могут являться для следствия вещественными доказательствами. Следователь, руководствуясь ст. 177 УПК Украины, может провести обыск и изъять их, а затем приобщить к делу в качестве вещественных доказательств. Вопрос о вещественных доказательствах решается приговором, определением или постановлением суда либо постановлением органа дознания, следователя, прокурора о закрытии дела (ст. 81 УПК Украины).

В ходе производства по делам об административных правонарушениях, на основании ст. 265 КоАП Украины, также возможно изъятие работниками милиции названных выше материальных ценностей как вещественных доказательств. Вопрос о вещественных доказательствах, изъятых в ходе производства по делу об административных правонарушениях, решается в постановлении суда по этому делу (ст. 283 КоАП Украины).

* * *

3. Каковы возможные превентивные меры и методы защиты от проведения проверок проверяющими органами? Укажите модель (механизм) поведения сотрудников предприятия при общении с проверяющими: каким образом должны вести себя сотрудники предприятия (в т. ч. учитывая и основываясь на процессуальном законодательстве, регламентирующем проведение таких проверок проверяющими органами)?

 Для того чтобы миниминизировать вероятность посещения органами милиции предприятий с целью проверки соблюдения ними требований законодательства Украины об авторском праве и смежных правах, в обязательном порядке следует осуществить следующие мероприятия.

Во-первых, ограничить круг лиц, которые имеют доступ к информации о том, какие компьютерные программы и базы данных, используемые в деятельности предприятий, являются лицензированными, а какие – нет. В идеальном варианте данной информацией должны обладать только непосредственное руководство предприятий, отдельные руководящие сотрудники безопасности, системные администраторы.

Во-вторых, создать такие условия на предприятиях, при которых к глобальным компьютерным сетям ваших предприятий не имели бы доступа лица, которые их не обслуживают или непосредственно с ними не работают.

В-третьих, на предприятиях должна быть разработана четкая система мероприятий, которая бы позволила системным администраторам предприятия в кратчайшие сроки избавиться от нелицензированных программных продуктов таким образом, чтобы деятельности предприятий был причинен минимальный ущерб, а носители с указанными программными продуктами не могли быть изъяты работниками милиции.

В-четвертых, в случае посещения работниками милиции ваших предприятий с рассматриваемой нами целью не допускать их к осмотру помещений предприятий и находящейся в них компьютерной техники без правовой оценки их действий и полномочий квалифицированным юристом.

Что касается вопроса поведения должностных лиц предприятия по отношению к сотрудникам милиции, которые пришли на предприятие с целью проверки соблюдения требований законодательства Украины об авторском праве и смежных правах, то оно (поведение) должно быть сдержанным и тактичным. Действия работников должны четко соответствовать рекомендациям юриста, который будет при этом участвовать.

* * *

4. Если в одном помещении находится компьютерная техника, принадлежащая разным юридическим лицам, но работающая от одного сервера, права на программное обеспечение которого принадлежат одному из этих юридических лиц, каким образом проводится проверка на использование лицензированного программного обеспечения в данной ситуации, если в документах проверяющих будет указано о проверке только одного из юридических лиц?

Как уже говорилось выше, работники милиции по вопросам соблюдения норм законодательства, которые регулируют правоотношения в области авторского права и смежных прав, могут проводить только следственные действия и оперативно-розыскные мероприятия. Указанные действия и мероприятия должны быть направлены в отношении конкретных лиц.

Поэтому сотрудники милиции, которые проводят следственные действия или оперативно-розыскные мероприятия, не имеют права осуществлять данные действия и мероприятия по отношению к иным лицам, кроме тех, в отношении которых возбуждено уголовное дело или заведено оперативно-розыскное дело. Наличие общего сервера не является достаточным правовым основанием для проведения следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий в отношении других лиц, компьютеры которых подключены к этому серверу.

* * *

5. Возможно ли использование компьютерной системы (работы на одном сервере), права на которую принадлежат одному юридическому лицу, другими юридическими лицами без передачи компьютерного обеспечения в аренду? Законно ли это и какие могут быть юридические, налоговые и т. д. последствия для обеих сторон? Какова правоприменительная практика в этих вопросах? Программные продукты каких компаний, кроме Microsoft, подлежат легализации (приобретению) в первую очередь?

Программное обеспечение серверов, как правило, реализуется пользователям на основании лицензионного соглашения, в котором установлены права и обязанности сторон, а также регламентируется количество рабочих мест. Если лицензионное соглашение не дает права пользователю программного обеспечения серверов предоставлять его в пользование третьим лицам, пользователь не имеет права подключать к этому серверу рабочие места третьих лиц. В случае осуществления таковых подключений должностные лица предприятия-пользователя несут ответственность в соответствии с размером причиненного собственнику программного обеспечения такими действия вреда, вплоть до уголовной ответственности. В свою очередь, предприятие-пользователь, в соответствии со ст. 441 ГК Украины, обязано будет возместить причиненный собственнику имущественный и моральный вред.

В случае получения работниками милиции лицензионного соглашения с указанными выше условиями, при наличии подключенных к программному обеспечению сервера третьих лиц, милиции будет легко установить нарушение, определив количество подключенных рабочих мест и установив их собственников.

Теперь рассмотрим ситуацию с точки зрения налогообложения.

В соответствии с п. 3.1 ст. 3 Закона Украины «О налогообложении прибыли предприятий», объектом налогообложения является прибыль, которая определяется путем уменьшения суммы скорригированного валового дохода отчетного периода, установленного в соответствии с п. 4.3 этого Закона на:

– сумму валовых расходов плательщика налога, установленного ст. 5 этого Закона;

– сумму амортизационных отчислений, начисленных в соответствии со ст. 8 и 9 этого Закона.

Подпунктом 4.1.6 п. 4.1 ст. 4 Закона Украины «О налогообложении прибыли предприятий» установлено, что в валовой доход включаются суммы стоимости товаров (работ, услуг), бесплатно предоставленных налогоплательщику в отчетном налоговом периоде.

Одновременно, в соответствии с п. 1.31 ст. 1 Закона Украины «О налогообложении прибыли предприятий», любые операции гражданско-правового характера, предусматривающие условия бесплатного предоставления результатов работ (услуг), являются продажей результатов работ (услуг). Поэтому, на основании изложенного и принимая во внимание тот факт, что третьими лицами, которые будут пользоваться программным обеспечением предприятия-пользователя, являются связанные с этим предприятием лица, а также то, что договорная цена этих услуг указанными сторонами не установлена, стоимость бесплатно предоставленных третьим лицам услуг по пользованию программным обеспечением сервера, на основании пп. 7.4.1 п. 7.4 ст. 7 Закона Украины «О налогообложении прибыли предприятий», необходимо определять исходя из обычных цен на такие услуги, которые действовали на дату их предоставления.

Доначисление налоговых обязательств налогоплательщика налоговым органом вследствие установления обычных цен осуществляется в соответствии с процедурой, установленной законом для начисления налоговых обязательств по непрямым методам (пп. 1.20.10 п. 1.20 ст. 1 Закона Украины «О налогообложении прибыли предприятий»). Процедура доначисления налоговых обязательств по непрямым методам установлена Законом Украины «О порядке погашения обязательств налогоплательщиков перед бюджетами и государственными целевыми фондами».

Далее, в соответствии с пп. 3.1.1 п. 3.1 ст. 3 Закона Украины «О налоге на добавленную стоимость», продажа товаров (работ, услуг) на таможенной территории Украины является объектом обложения налогом на добавленную стоимость. Операции по бесплатному предоставлению услуг (работ) являются продажей результатов работ (услуг) (п. 1.4 ст. 1 Закона Украины «О налоге на добавленную стоимость»).

Датой возникновения налоговых обязательств по продаже товаров (работ, услуг) считается дата, которая приходится на налоговый период, в течение которого происходит любое из событий, произошедших ранее:

– либо дата зачисления средств от покупателя (заказчика) на банковский счет налогоплательщика как оплата товаров (работ, услуг), которые подлежат продаже;

– либо дата оформления документа, который подтверждает факт выполнения работ (услуг) налогоплательщиком.

(пп. 7.3.1 п. 7.3 ст. 7 Закона Украины «О налоге на добавленную стоимость»).

В рассматриваемой нами ситуации услуги пользования компьютерным обеспечением сервера предоставляются предприятием-пользователем бесплатно. Поэтому налоговые обязательства у предприятия-пользователя могут возникнуть только в том налоговом периоде, на который будет приходиться дата оформления документов с его связанными лицами, которые подтвердят факт предоставления услуг по пользованию компьютерным обеспечением.

Что касается вопроса, какие именно компьютерные программы подлежат приобретению в первую очередь, то мы считаем, что это могут быть любые компьютерные программы от любых производителей, которые постоянно используются в хозяйственной деятельности ваших предприятий.

Дмитрий Романюха
Юрист
«Адвокат Бухгалтера», июнь 2003 г.


!  Внимание! Размещение заведомо ложной информации (п.4.2(й) правил форума) будет наказываться в 2х кратном размере.