Chevrolet Aveo, Vida Клуб
Общение по интересам => Ля-Ля => Тема начата: tan_den от 02 Декабря 2012, 19:46:02
-
Тормозной след.
На написание данного текста меня подвиг спор с гаишниками о термине "ЛЕТЕЛ"
Ситуация следующая.
Мой брат двигался по дороге, имеющей по 2е полосы в каждом направлении в левом ряду на автомобиле ваз 08- участник А
Нехороший человек на автомобиле "Dacia", двигаясь в попутном направлении, решил в это же время совершить разворот влево из крайней правой полосы (только нехорошие человеки так разворачиваются)- Участник Б
В результате столкновения на восьмерке разбита правая фара, смято правое крыло, капот, треснул лобовик (видел сам)
Машина самостоятельно покинула место ДТП, т.к. не потек ни радиатор, ни тормозные шланги
На "Dacia" ободрано две левых двери и смята стойка между дверями (по рассказам очевидцев)
Как уезжала "дача" не знаю.
Асфальт сухой, t+10 градусов
Оба водителя даже без синяков.
Участник А говорит- я ехал со скоростью примерно 50 км/ч, т.к. там лежачий полицейский и после его проезда не успел разогнаться, а тут этот Пи, пи , пи поворачивает
Участник Б говорит- глянул назад- никого нет, я и начал поворачивать, а тут этот пи..пи ..пи "ЛЕТИТ"
Куча никому не нужных разборок, ГАИ, страховщики, ну по полной. Признали виновным Дачника
Пару недель спустя в одной компании за столом зашел разговор об этой аварии. Два ГАИшника доказывали мне что там обоюдная вина
один разворачивался в неположенном месте, а другой "ЛЕТЕЛ" и просто чудо, что в результате удара огромной силы все остались живы
на что я им возражал, что восьмерка старая (25 лет) и в случае сильного удара, повреждения были бы значительные и своим ходом машина бы не уехала.
В конце один говорит, А ты знаешь, что тормозной путь составил16м?, Этож как надо было "ЛЕТЕТЬ"?
Возразить мне было нечего, вроде как бы много 16 метров, может братуха мне прибрехал насчет 50 км/ч? Хотя зачем ему мне врать?
И полез я в интернет
Как я понял, это разные методики расчета взятые из разных источников. Может кому пригодится
Равнозамедленное движение. 1й способ
v*v/2=Sa
где v - скорость до начала торможения, S-пройденный путь (длина черного следа резины размазанной по асфальту), a-ускорение (замедление) в торможении.
Это берется из перехода ВСЕЙ кинетической энергии mv*v/2 в работу силы трения (разрушение резины, т.е. черный след) (m a)<это сила трения>*S<это пройденный в торможении путь> Ускорение (замедление) при торможении
a=g*k BR> где k коэффициент трения (коэффициент сцепления резины с асфальтом, так это называется в гаишных документах),
g напряженность поля тяжести (сколько ньютонов СИЛЫ веса на каждый килограмм МАССЫ автомобиля; попросту говоря ускорение свободного падения, равное на всей Земле 9.81 н/кг или что то же самое м/с2)
Итого получается
v2/2=Sgk
Значение коэффициента сцепления k может быть от 0.7-0.9 для сухого асфальта и хорошей резины до 0.03-0.01 на льду. Умелое торможение на грани блокоровки колес (работа хорошей АБС) могут повысить коэффициент трения процентов на 10-20, но это не наш случай: раз черный след на асфальте - колеса были заблокированы.
Минимально допустимая эффективность тормозов для легковушки 0.64 (на каждую тонну веса тормозное усилие 640 кг) регламентируется в ГОСТ 25478-91 для вообще тормозов. Предполагается что на сухом асфальте (или на резине барабана на ПИК) сцепление резины гораздо лучше, так что это качество собственно тормозов. Одним словом, на сухом асфальте принято считать, что машина замедлялась с ускорением 0.64g, 9.81*0.64 примерно 6.3 м/с2
Обратная задача (вычисление скорости по тормозному пути) решается так
v<м/с>=sqrt(2*9.81<м/с2>*0.64*S<м>)
где функция sqrt означает квадратный корень, и скорость переводится из метров в секунду в километры в час согласно соотношению 36 км/ч=10м/с
В остановочный путь еще входит расстояние пройденное с начальной скоростью за время реакции водителя (0.2 сек) и время срабатывания тормозной системы (по ГОСТ 25478-91 не хуже 0.5 сек для легковушек). Черного следа на асфальте в это время не остается, и в расчетах скорости из длины тормозного следа поэтому используют только тормозной путь.
S=16м
36 км/ч=10м/с
v=√2Sgk v=√2*16*9,81*0,64= 14,174м/с или 51,0км/ч коэффициент по ГОСТ
v=√2*16*9,81*0,7= 14,823м/с 53,3км/ч коэффициент средний
v=√2*16*9,81*0,9= 16,8м/с 60км/ч коэффициент МАХ
Расчет тормозного пути и скорости. 2й способ
Экспертиза использует следующие формулы и методики.
Va =0.5* t3 * j + √2Sю * j Va =0.5* 0,3 * 6,8 + √2*16 * 6,8 15,77м/с 56,77км/ч
где:
Va - начальная скорость автомобиля, м/с;
t3 - - время нарастания замедления автомобиля, с;
j - установившееся замедление автомобиля при торможении, м/с2;
(для мокрого покрытия-5м/с2 по ГОСТ 25478-91 или приложению ниже)
для сухого покрытия j=6,8 м/с2, отсюда начальная скорость автомобиля при "юзе" в 21м равна 17,92м/с, или 64,5км/ч.
(если у Вас след юза до 20 м, значит, с соблюдением скоростного режима не должно быть проблем- Ваша скорость примерно 60 км/ч)
Sю - длинна тормозного следа (юза), м.
S0 = S1 + S2 +S 3+ S4 = (t1 + t2 + 0,5 t3 ) Va + Va/2j или S0 = (t1 + t2 + 0,5 t3 ) Va + Va/2j=(0,8+0,2+0,5*0,3)*15,77+15,77/2*6,8= 18,3м
(по этому расчету при расстоянии 19 м столкновения бы не произошло)
где:
S0 - путь автомобиля с момента начала реагирования водителя на опасность до остановки (остановочный путь)
S1 + S2 +S3+ S4 - пути автомобиля за промежутки времени t1 , t2 , t3 , t4
t1 - время реакции водителя, -0,8с.
t2 - время запаздывания гидравлического тормозного привода, выбирается 0,2с.
t3 - время нарастания замедления, 0,3с.
t4 = Vю/j = Va/j - 0,5 t3 - время полного торможения, с.
T0 = t1 + t2 + t3 + t4 = T + Va / j;
приняв Т = t1 + t2 + 0,5 t3 можно легко расчитать остановочный путь и остановочное время автомобиля.
Это можно расчитать для сравнения условий движения двух участников ДТП.
Справочная литература:
1. Иларионов В.А. "Экспертиза дорожно-транспортных происшествий". М., Транспорт, 1989г.
2. Иларионов В.А. "Задачи и примеры по экспертизе ДТП". Учебное пособие. МАДИ. М., 1990г.
3. Коршаков И.К., Сытник В.Н. "Комплексный анализ дорожно-транспортных происшествий". Учебное пособие. МАДИ. М.1991г.
4. Ермаков Ф. "Оценка достоверности и объективности заключения судебной автотехнической экспертизы" Российская юстиция, №5, 1997г.
Тормозной путь 3й способ
тормозной путь (м)
S=Kэ*V*V/(254*Фc), v=√S*254*Фс/Кэ v=√16*254*0,7/1=53,3км/ч
где Кэ-тормозной коэффициент (для легкового автомобиля =1),
V - скорость в км/ч в начале торможения,
Фc - коэффициент сцепления с дорогой (=0.7 сухой асфальт, 0.4 мокрая дорога, 0.2 укатанный снег, 0.1 обледенелая дорога)
След юза. 4й
В экспертной практике принято считать, что следы юза, вызванные блокировкой колес, остаются только в период полного торможениия (т.е. торможение в пол), а момент начала следообразования совпадает с моментом возникновения установившегося замедления, отсюда
Sю=Vю*Vю/2j, Vю=√S*2*6,8=√16*2*6,8=14,75м/с 53,1км/ч
где Sю - длина следа торможения (м)
Vю - скорость автомобиля в начале полного торможения (м/с)
j - установившееся замедление транспортного средства при полном использовании сцепления всеми шинами автомобиля (м/(с*с))
Это величина - экспериментально-расчетная, у конкретного автомобиля может быть иная. Может быть расситана по следующей формуле:
j=f*g,
где f - коэффициент продольного сцепления шин с дорогой - замеряется на месте ДТП с помощью "пятого колеса" или переносных приборов, а g - 9.8 м/(с*с)
Однако не забывайте, что до начала полного торможения, автомобиль проходит некоторое расстояние с нарастанием замедления,
поэтому Vю=Vа-0.5*t(3)*j,
где Vа - начальная скорость автомобиля,
а t(3) - время нарастания замедления, которое зависит от типа тормозного привода, состояния дорожного покрытия и массы автомобиля. При пневматическом приводе оно больше, чем при гидравлическом, и возрастает при увеличении коэффициента сцепления и массы автомобиля.
Остановочный путь
S = (T1+T2+0,5*T3)*V/3,6 + V*V/(26*J) где:
T1 = 0,8с - время реакции водителя;
T2 = 0,1с - время запаздывания срабатывания тормозного привода;
T3 = 0,35 - время нарастания замедления;
V = - скорость, км/ч;
J = 6,8 - установившееся замедление.
Существует таблица, указывающая в каких ситуациях какая должна быть реакция водителя. Там T1 находится в пределах 0,6 - 1,4 с (с шагом 0,2) .
Почему эксперты применяют 0,8 - не понятно (у каждого человека разная реакция - поэтому и применяются пределы), так как уже при T1 = 1с результат уже изменяется (в последствии этого результат экспертизы может быть совершенно противоположным).
Сопоставим длину тормозного следа и скорость автомобиля. 5й
Формула выглядит так:
Sю= 0,5xTзxVo + Vo^2/(2xj) 16=0,5*0,3*V+V*V/2*6,8 Методом подбора получаем скорость примерно 13,767м/с или 13,8*36/10=49,68км/ч
Vo - начальная скорость автомобиля, м/с;
Tз - - время нарастания замедления автомобиля, с;
j - установившееся замедление автомобиля при торможении, м/с2;
(для мокрого покрытия-5 м/с2, для сухого покрытия j=6,8 м/с2 по ГОСТ 25478-91)
Sю - длинна тормозного следа (юза), м.
Tз - по гайским методикам = 0,3 с
(51+53,3+60+56,77+53,3+53,1+49,68)/7=53,88км/ч
Имеем 7 значений скорости полученной с помощью разных формул, найдем среднее ~ 53,88км/ч
Выходит, если я не ошибся, участник А сказал правду.
Для предотвращения аварии не хватило всего 3 ну пусть 5 метров
И еще. Столкновение произошло в дневное время на людном участке и ни одного свидетеля. Был один мужик , который сказал , что все видел, а потом убежал. Остальные только слышали удар и пришли поглазеть.
Короче свидетелей нет. Зато есть встречные обвинения в несоблюдении скоростного режима.
Вывод:
Нужно иметь видеорегистратор ВСЕГДА
Может кто по другому пересчитает- буду признателен.
Добавлено: 02 Декабря 2012, 19:47:09
Взято отсюда
http://fudd.org.ua/index.php?topic=5220.0
-
Фигасе.... теперь напиши програмку и продай гайцам за большие деньги для расчета тормозного пути гыгы
-
...и я зачитался )))
-
шота мне страшно стока формул читать :) Но в субботу "джигит" на гнилой шестере вылетел под нос... у меня было около 50... а он со двора выруливал... выскакивал меж напаркованных вдоль тротуара машин не глядя... ввалил он по тормозам нехило... а на дороге - влажно и прохладненько уже (к вечеру дело)... ну его и потянуло... я - педаль в пол... и отстрелила АБС... юзом, понятно, меня не потянуло... Я уже готов был сваливать в сторону (улица пустая, справа малая сидит - удар на ее сторону пришелся бы)... разминулись впритирочку... Я потом сходил к этому дебилу, объяснил ему, что сейчас вытащу из машины и обеспечу ему на пару дней неестественную походку... Его отмазка - типа меня не видел из-за напаркованных машин... obkur Это я к чему... в случае чего - у меня вообще бы тормозного не было бы (АБС не позволила бы заблокироваться колесам). Это нужно указывать при ДТП... А главное - нужно уже в мозгах поправочку сделать на время года... Уже не лето - крена затормозишь, как по сухому! Учтите...
-
Сейчас еще случай на работе рассказали. Столкнулись две машины- тиранулись боками. Повреждения незначительные. Один водитель пенсионер, другой парень лет 30ти. В ГАИ написали обоюдку. Только потом пенсионеру выписали штраф 450 грн, а парню- лишение прав на год. Вот такая "обоюдка".
-
а как это? в прытытколе обоюдка, а потом - лишение? или по обоюдке дело все равно в суд идет? ???
-
немного оффа...
А что, разве нельзя разворачиваться с правой полосы?
Всегда так делаю, иначе на 4-хполоске с одного раза не получается "крутануться".
Было несколько раз даже на глазах у гайцов, ниче не сказали.
В зеркала смотрю всегда, и ставлю себя на место водителей левой полосы и встречки.
Я - нехороший человек?
-
Dlinny, человек может и хороший, но от фингала не застрахован гыгы
-
Dlinny, человек может и хороший, но от фингала не застрахован гыгы
Да не, я серьезно спрашиваю - неужели нужно с левой полосы разворачиваться в 2 приема? Так и только так?
-
Dlinny, почитай правила ;) так, ради интереса просто...
-
Dlinny, можна))) але при цьому треба виконати ряд вимог)
-
Разворот только с левой полосы, тоисть, надо сперва перестроиться а уже потом разворачиваться.
-
10.6. Якщо транспортний засіб через свої габарити або інші причини не може виконати поворот чи розворот з відповідного крайнього положення, дозволяється відступити від вимог пункту 10.4 цих Правил, якщо це не суперечить вимогам заборонних чи наказових дорожніх знаків, дорожньої розмітки та не створить небезпеки чи перешкод іншим учасникам руху. У разі потреби, для забезпечення безпеки дорожнього руху, слід звернутися за допомогою до інших осіб.
10.4. Перед поворотом праворуч, ліворуч або розворотом водій має завчасно зайняти відповідне крайнє положення на проїзній частині, призначеній для руху в цьому напрямку, крім випадків, коли здійснюється поворот у разі в'їзду на перехрестя, де організовано круговий рух, напрямок руху визначено дорожніми знаками чи дорожньою розміткою або рух можливий лише в одному напрямку, встановленому конфігурацією проїзної частини, дорожніми знаками чи розміткою.
Водій, що виконує поворот ліворуч або розворот поза перехрестям з відповідного крайнього положення на проїзній частині даного напрямку, повинен дати дорогу зустрічним транспортним засобам, а при виконанні цих маневрів не з крайнього лівого положення на проїзній частині — і попутним транспортним засобам.
позбирались знавці ПДР ugaga
-
а как это? в прытытколе обоюдка, а потом - лишение? или по обоюдке дело все равно в суд идет?
Про суды не знаю, но итог именно такой, как было рассказано. Сейчас бегает выбивает права обратно.
Добавлено: 04 Декабря 2012, 10:34:07
А что, разве нельзя разворачиваться с правой полосы?
Всегда так делаю, иначе на 4-хполоске с одного раза не получается "крутануться".
Было несколько раз даже на глазах у гайцов, ниче не сказали.
В зеркала смотрю всегда, и ставлю себя на место водителей левой полосы и встречки.
Я - нехороший человек?
Именно для такого случая обязательно станешь нехорошим, как только кто-то в тебя встрянет, хоть слева, хоть справа. :-X
И на дороге, имеющей по 2 и более полос движения в каждую сторону обязательно должна быть двойная сплошная. (Хотя могли и не нарисовать ввиду отсутствия краски :D). А если ее там нет, значит там разрыв (перекресток ) и все равно поворачивать через две полосы нельзя. Так что для дороги с 4х полосным движением пункт 10.4 не годится. Вроде так. Нужно читануть. :)
-
nazary, все правильно написал. С правой полосы разворачиваться можно но нужно уступить не только встречным а и попутным транспортным средствам.
-
MSC, а міг написати не правильно? це прості цитати з ПДР :)
просто дехто тут казав що можна лише з лівою смуги ;)
а я сказав Dlinny, можна))) але при цьому треба виконати ряд вимог)
а потім вирішив ще для наглядності процитувати ПДР
Добавлено: 04 Декабря 2012, 10:53:43
добре що тема в Ля-Ля ugaga
-
nazary, спасибо :)
В правила полез сам, но там нашел только то, что я не прав :) п.10.4.
Дальше не стал искать.
А оказалось, все норм.
Пропускаю, естессно, всех.
Один раз даже на глазах гайцов дело было, развернулся с правого, остановился перед ними (на работу приехал), они ноль внимания.
Ну, я и удивился, что здесь пишут - НИЗЯ...
Хотя, если бы они меня лоханули тогда - я бы навеное, не смог толково возразить им пунктом 10.6
-
Хотя, если бы они меня лоханули тогда - я бы навеное, не смог толково возразить им пунктом 10.6
Если вы не на грузовике с прицепом, например, а на легковом автомобиле то пунктом 10,6 все равно возразить не сможете. Там сказано: "Якщо транспортний засіб через свої габарити або інші причини не може виконати поворот чи розворот з відповідного крайнього положення, дозволяється відступити від вимог пункту 10.4 цих Правил". Т.е. если вы физически не можете повернуть из крайнего положения поворачивайте из другого (часто применимо для фур например). В остальных случаях - согласно пункту 10.4.
-
або інші причини
физически не можете повернуть из крайнего положения
а про інші причини ви забули? ніде не регламентовано що таке інші причини :)
і як вони будуть доказувати що з крайнього лівого я можу повернути? сяде за руль і буде пробувати? :D
-
nazary, Придется доказать инспектору, что вы не можете повернуть из крайнего положения (аргументированно назвать эти самые "другие причины"), думаю для легкового а/м это будет не легко. Хотя лазейка - налицо. ;)
З.Ы. Говорить инспектору, что радиус поворота не позволяет наверное не стоит... :D
-
Еще интересного немного. Оказывается, если машина куплена по доверенности, страховая может отказать в выплате пострадавшей стороне, т.к. деньги выдаются только собственнику автомобиля. Во как ! Т.е. если ты оформил страховку, проплатил ее и машина у тебя в пользовании много лет- тебя могут кинуть на ровном месте. Пришлось искать хозяйку (машина была куплена по передоверенности), хорошо не отказала бабулька. Нотариус оформила новую доверенность и вписала туда крупными черными буквами пункт в котором оговаривается право на получение компенсации в случае наступления страхового случая. А так могла бы бабулька срубить бабулек по легкому. (получить деньги по страховке за давно проданную машину) Кто ездит по доверенности- пересмотрите этот пункт -может пригодится , не дай Бог, конечно.
-
а как это? в прытытколе обоюдка, а потом - лишение? или по обоюдке дело все равно в суд идет? ???
суд решает, кому сколько, согласно купленным билетам(по мере ответственности сторон). Берет в учет канешно в первую очередь протоклы ГАИ, а во вторую разъяснения сторон.
З.Ы. по конкретной ситуации: штрих на дачие 99% не смотрел по зеркалам. я удивлен, что не было мордобоя
-
Fobos, в нас згідно законодавства презумпція невинності))) тому він має щось доказувати,а не водій)))
-
nazary, Согласен! Но здесь немного другая ситуация. Инспектор скажет: " Вы нарушили пункт 10.4. Подпишите протокол и будьте добры оплатить штраф".(или как-то так :) ) И нужно будет обосновать свою невиновность. Веской причиной, кроме габаритов, может быть, например, какое-то препятствие на крайней полосе: аварийная машина, глубокая яма и т. п. А вообще от требований пункта 10.4 лучше не отступать - это опасно, проверено...
-
Fobos, там де місце для пояснення в протоколі написати : вважаю що нічого не порушував, оскільки при виконанні маневру керувався пунктом 10.6, і відсотків 99 що цей протокол він порве :)
-
nazary, Да, скорее всего, так и будет. Любят они все делать с наскока, и пользоваться незнанием. И лишняя морока с пояснениями может и не нужна...