Автор Тема: OBD ІІ и его возможности  (Прочитано 39947 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн PuNoDe

  • Партнер клуба
  • Слава Україні! http://lentaua.org.ua
  • Авто: другое
  • Город: Київ, Київська Русь
OBD ІІ и его возможности
« : 12 Сентября 2009, 09:16:00 »
Приобрел проводока (юсб и саму колодку котовая вставляется в разьём под рулём)
Интерисует вот что, то что прсматривать кучу параметров можно то понятно (и то наверное не все знаю что можно посмотреть)...
А вот что изменять можно и каким софтом -- предлагаю обсуждать в этой ветее :)
Ну или хотябы не обсуждать а написать "шо воно може" и какими прогами гыгы
Гинекология, урология, УЗИ, дерматология.  (044) 496-96-01 Киев ул. Леваневского 9 "Профимед"
Авеоводам -- 10% скидка -- подробнее в личку ;)

Оффлайн Alex_S

  • Старожил
  • г. Одесса
    • CarPC
  • Авто: другое
  • Город: Одесса-мама
Re: OBD ІІ и его возможности
« Ответ #1 : 12 Сентября 2009, 20:32:58 »
так ты расскажи сначала что именно приобрел - ELM327, K-Line или что-то другое?
А там будем посмотреть, может что и подскажем :)
Компьютер в машине
Мой БЖ

Оффлайн PuNoDe

  • Партнер клуба
  • Слава Україні! http://lentaua.org.ua
  • Авто: другое
  • Город: Київ, Київська Русь
Re: OBD ІІ и его возможности
« Ответ #2 : 12 Сентября 2009, 21:16:38 »
Alex_S К-лайн :) На что оно способно?
Гинекология, урология, УЗИ, дерматология.  (044) 496-96-01 Киев ул. Леваневского 9 "Профимед"
Авеоводам -- 10% скидка -- подробнее в личку ;)

Оффлайн sedoy

  • Старожил
  • Авто: Aveo T250 (1.5)
Re: OBD ІІ и его возможности
« Ответ #3 : 12 Сентября 2009, 21:33:43 »
фото покажи
а то не понятно че ты приобрел
деньги-зло,пойдешь в магазин -зла не хватает

-VaLeRa-

  • Гость
Re: OBD ІІ и его возможности
« Ответ #4 : 12 Сентября 2009, 21:38:31 »
sedoy та че не понятно - шнурок с двумя разьемами - один USB второй OBD ІІ  (диагостическая колодка под рулем)

Оффлайн PuNoDe

  • Партнер клуба
  • Слава Україні! http://lentaua.org.ua
  • Авто: другое
  • Город: Київ, Київська Русь
Re: OBD ІІ и его возможности
« Ответ #5 : 12 Сентября 2009, 22:07:59 »
sedoy, -VaLeRa- в комплектек было:
1 Дицк с прогами (елси надо -- выложу список)
2 Проводо юсб -- обыкновенный, как фотики, мобильники подключаются
3 Разём с двыумя (красный\зеленый) светодиодами и гнездом ЮСБ (в который профод и ффтыкается
4 Какойто переходник (втыкается в разём из пункта 3 и от него выходит несколько, кажысь 4, прододка с клемами), я так понимаю что если разём нестандартный то используется переходник этот
Гинекология, урология, УЗИ, дерматология.  (044) 496-96-01 Киев ул. Леваневского 9 "Профимед"
Авеоводам -- 10% скидка -- подробнее в личку ;)

Оффлайн walez3

  • Пользователь
  • Авто: другое
  • Город: Украина Крым Алушта
Re: OBD ІІ и его возможности
« Ответ #6 : 12 Сентября 2009, 22:44:43 »
PuNoDeУ меня тоже такой,не могу найти под него прогу...производитель www.orionspb.ru

Оффлайн PuNoDe

  • Партнер клуба
  • Слава Україні! http://lentaua.org.ua
  • Авто: другое
  • Город: Київ, Київська Русь
Re: OBD ІІ и его возможности
« Ответ #7 : 12 Сентября 2009, 22:51:26 »
Гинекология, урология, УЗИ, дерматология.  (044) 496-96-01 Киев ул. Леваневского 9 "Профимед"
Авеоводам -- 10% скидка -- подробнее в личку ;)

Оффлайн Vanya66

  • Старожил
  • Люблю Україну!
  • Авто: другое
  • Город: Чернівці
Re: OBD ІІ и его возможности
« Ответ #8 : 12 Сентября 2009, 23:24:28 »
PuNoDe Сколько стоит?
Кожний народ має право жити в своїй країні!!!

Оффлайн PAPPA

  • Помощники папы Карло
  • Старожил
  • Авто: другое
Re: OBD ІІ и его возможности
« Ответ #9 : 13 Сентября 2009, 20:40:12 »
Alex_S Для Т200 2004г. какой адаптер приобрести, чтоб не дорого и сердито? И про программы, пожалуйста, они те же, что у Т250 до и после 2008г?

Оффлайн PAPPA

  • Помощники папы Карло
  • Старожил
  • Авто: другое
Re: OBD ІІ и его возможности
« Ответ #10 : 13 Сентября 2009, 21:19:46 »
PuNoDeОтут про это интересно http://aveo.com.ua/smf/index.php?topic=85172.0

Оффлайн PuNoDe

  • Партнер клуба
  • Слава Україні! http://lentaua.org.ua
  • Авто: другое
  • Город: Київ, Київська Русь
Re: OBD ІІ и его возможности
« Ответ #11 : 13 Сентября 2009, 21:34:41 »
PAPPA А фиг его знает или теже... Я насколько понял -- если мозги такиеже то теже... та смотрел по сцылке...

Люди, не дайте ветке умереть! Напишите, плз, кто какую програму юзает и какие настройки можно посмотреть\поменять через неё?
Рылся в инете, оказывается даже бортовым компютером через ОБД 2 можно менять УОЗ...
А я так и не смог соединится с мозгом авейки :( :( :(

Alex_S Скажи пожалуйста какую прогу юзаеш (у меня в задумке тоже комп в машину поставить) для ОБД 2? И что она может?
Гинекология, урология, УЗИ, дерматология.  (044) 496-96-01 Киев ул. Леваневского 9 "Профимед"
Авеоводам -- 10% скидка -- подробнее в личку ;)

Оффлайн Alex_S

  • Старожил
  • г. Одесса
    • CarPC
  • Авто: другое
  • Город: Одесса-мама
Re: OBD ІІ и его возможности
« Ответ #12 : 13 Сентября 2009, 22:27:50 »
PuNoDe
Я пользую прогу Vehicle Explorer. Скачал с официального сайта. Оттуда же скачал плагин для авео. Ключ нашел в инете.
В итоге я вижу базовый набор - который читается стандартным протоколом, а так же расширенный - он специфичен для нашей машины. При большом желании могу попробовать в авто снять скрины - чтобы показать что мы можем вычитать. В принципе, есть почти все, что можно вычитать программой "Сканматик". Исключение - я не увидел длительность открытия форсунки. Скорость обновления параметров - около 10 в секунду. Есть мгновенный расход воздуха - в фунтах в минуту :D. Думаю, именно он может стать отправной точкой в поиске расхода. Но это уже другим софтом.
Сказанное проверялось на обычном адаптере K-Line.
Что касается ELM327 - то думаю, есть прога, которая может вычитать специфичные для нашей машины параметры, но ее надо поискать. Обычные, увы, вычитывают только базовый набор.
Компьютер в машине
Мой БЖ

Оффлайн PuNoDe

  • Партнер клуба
  • Слава Україні! http://lentaua.org.ua
  • Авто: другое
  • Город: Київ, Київська Русь
Re: OBD ІІ и его возможности
« Ответ #13 : 13 Сентября 2009, 22:35:07 »
Alex_S Спасибо, если выйдет сделат скрины то выкладывай :)
Скинь на почту (если инте позволяет) или ссылки на прогу, а то я сегодня её ставил, а она нефига невидит, но у меня была без плагина для авео...
Гинекология, урология, УЗИ, дерматология.  (044) 496-96-01 Киев ул. Леваневского 9 "Профимед"
Авеоводам -- 10% скидка -- подробнее в личку ;)

Оффлайн AlexSWM

  • Партнер клуба
  • www.bixenon.biz - Только Правильный Свет
    • Установка ксенона и биксеноновых линз, оптовая продажа
  • Авто: другое
  • Город: Северодонецк
Re: OBD ІІ и его возможности
« Ответ #14 : 14 Сентября 2009, 19:55:25 »
тоже интересно, трещите плиз интенсивнее :)

Оффлайн PuNoDe

  • Партнер клуба
  • Слава Україні! http://lentaua.org.ua
  • Авто: другое
  • Город: Київ, Київська Русь
Re: OBD ІІ и его возможности
« Ответ #15 : 14 Сентября 2009, 21:17:12 »
трещите плиз интенсивнее :)
+1 гыгы
Гинекология, урология, УЗИ, дерматология.  (044) 496-96-01 Киев ул. Леваневского 9 "Профимед"
Авеоводам -- 10% скидка -- подробнее в личку ;)

Оффлайн Alex_S

  • Старожил
  • г. Одесса
    • CarPC
  • Авто: другое
  • Город: Одесса-мама
Re: OBD ІІ и его возможности
« Ответ #16 : 03 Октября 2009, 22:38:38 »
Как и обещал - немного скринов из Vehicle Explorer.
Что мы можем увидеть:

Информацию о машине:


Статус диагностики:


Параметры авто, которые описаны стандартом KWP2000:



Расшифрую параметры:
03 - Fuelsys12(статус топливной системы) - Closed loop, using oxygen sensor as feedback for fuel control (Замкнутая петля - с использованием датчика кислорода для обратной связи)
04 - LoadPct - Calculated load percent (Расчетная нагрузка на двигатель) - 3.5%
05 - ECT - Engine coolant temperature (температура охлаждающей жидкости) - 86градусов по цельсию
06 - ShrttFT_1_3 - Short term fuel trim - Bank 1 and Bank3 (Кратковременная коррекция подачи топлива) - 0.0 %
07 - LongFT_1_3 - Long term fuel trim - Bank 1 and Bank3 (Долговременная коррекция подачи топлива) - 0.0 %.
0B - MAP - Intake Manifold absolute pressure (абсолютное давление воздуха на впуске) - 35kPaA
0C - RPM - Revolutions per minute (количество оборотов двигателя в минуту) - 833
0D - VSS - Vehicle speed sensor (датчик скорости авто) - 0км/ч
0E - SPARDKADV - Ignition timing advance for number 1 cylinder (угол опережения зажигания для цилиндра 1) - 3.5 градуса
0F - IAT - Intake Air Temperature (Температура воздуха на впуске) - 37 градусов по цельсию
11 - TP - Throttle position (положение дросселя) - 0.0%
13 - O2SLOC - Location of oxygen sensors installed in vehicle, where sensor 1 is closest to engine (расположение датчиков кислорода, где первый - это ближайший к двигателю) - SEE - see O2 sensors list
14 - O2S11 SHRTFT1 - Bank 1 Sensor 1 Oxygen sensor output and associated short term fuel trim (напряжение на первом датчике и соответствующая коррекция топлива) - 0.810В, 0.0%. Это значение плавает, датчик работает.
15 - O2S12 SHRTFT2 - Bank 2 Sensor 2 Oxygen sensor output and associated short term fuel trim (напряжение на втором датчике и соответствующая коррекция топлива) - 0.440В, N/A% - напряжение постоянно (датчик отсутствует на 1.5л моторе, коррецкия недоступна)
21 - MIL_DIST - Malfunction indicator on distance (Дистанция при включенном индикаторе Check Engine) - 0 миль

По вышеуказанным параметрам можно строить графики:


Диагностика - ошибок не было :)


Вышеуказанные параметры можно вывести в виде шкал:


Также можно получить параметры, специфичные для нашей машины. Для этого надо зайти в меню Enhance (дополнения):


Там нажать на Support (поддерживаемые), и в появившемся меню поставить точку напротив Aveo05+:


Появится перечень дополнительных параметров (67 штук):




Расшифрую:
1  - ET     - Engine runtime (время работы двига) - 9мин 31сек
2  - KR     - Knock retard degress (угол запаздывания зажигания для обхода детонации) - 0.0градусов
3  - KS     - Knock sensor active counter counts (количество срабатываний датчика детонации) - 0 раз
4  - SPK    - Spark degress (общая коррекция зажигания) - 8 градусов
5  - BARO   - Barometric pressure inches of mercury (барометрическое давление в дюймах ртутного столба) - 29.9 дюймов
6  - MAPL   - Manifold Absolute pressure sensor inches of mercury (абсолютное давление на впуске в дюймах ртутного столба) - 10.7 дюймов
7  - AFC    - Air Flow calculated Pounds Per Minute (массовый расход воздуха в фунтах в минуту) - 0.415 фунтов/мин
8  - IAT    - Intake Air temperature sensor fahrenheit (температура входящего воздуха в градусах по фаренгейту) - 109.4 градуса по фаренгейту
9  - LOADL  - Engine load percent (расчетная нагрузка на двигатель) - 3.5%
10 - A/F    - Air/Fuel ratio (состав смеси) - 14.6
11 - OOP    - Fuel control loop status (статус регулирования топлива) - Closed loop (Замкнутая петля)
12 - PW     - Power Enrichment (ХЗ, похоже - форсаж) - неактивен
13 - CATP   - Catalyst protection (Защита катализатора) - активна
14 - DFC    - Deceleration fuel mode (хз) - неактивно
15 - FTL    - Fuel trim learn (Обучение по топливу) - активно
16 - FTC    - Fuel Trim cell number (количество переключений при обучении) - 18
17 - LTF1   - Fuel trim long term percent (долговременная коррекция топлива) - 0.00%
18 - LFTA1  - Fuel trim long term Average bank 1 percent (долговременная коррекция усредненная для датчика 1) - -100.00%
19 - STFB1  - Fuel trim short term percent (кратковременная коррекция топлива) - -0.78%
20 - SFTA1  - Fuel trim short term Average bank 1 percent (кратковременная коррекция усредненная для датчика 1) - -100.00%
21 - RLLR   - Rich/Lean to Lern/Rich ratio bank 1 sensor 1 counts (кол-во переключений из богатой/бедная в бедная/богатая смесь) - 0 раз
22 - RL     - Rich/Lean switch bank 1 sensor 1 (кол-во переключений богатая/бедная смесь) - 0
23 - O2B1S1 - Oxygen sensor bank 1 sensor 1 millivolts (напряжение на первом датчике кислорода в милливольтах) - 130.2мВ
24 - O2B1S2 - Oxygen sensor bank 1 sensor 2 millivolts (напряжение на втором датчике кислорода в милливольтах) - 438,4мВ. Значение не меняется, поскольку на двиге 1.5л только один датчик
25 - O2R    - Oxygen sensor 1 ready (первый датчик кислорода готов) - да
26 - TWCT   - Catalyst temperature calculated centigrade (расчетная температура катализатора) - 588градусов
27 - RPML   - Engine speed revolutions per minute (обороты двигателя) - 858.3
28 - IACP   - Idle air control position counts (текущее кол-во шагов регулятора холостого хода) - 26
29 - ISD    - Idle speed desired revolutions per minute (требуемые (заданные для данного режима) обороты ХХ) - 850
30 - TPSL   - Throttle position percent (Положение дроссельной заслонки) - 0,0%
31 - TPSV   - Throttle position sensor voltage (Напряжение на датчике положения дроссельной заслонки) - 0,00В
32 - EGRPPV - Exast Gas recirculation position sensor percent (положение заслонки рециркуляции выхлопных газов) - 0,0%
33 - EGRPPV - Exast Gas recirculation position sensor voltage (напряжение на датчике положения заслонки рециркуляции выхлопных газов) - 0.00В
34 - EGRDP  - Exast Gas recirculation desired position percent (требуемое (заданное для данных условий) положение заслонки рециркуляции выхлопных газов) - 0,0%
35 - EGRDC  - Exast gas recirculation solenoid command percent (управление соленоидом EGR) - 0.0%
36 - EGRFTC - Exast gas recirculation flow test count (кол-во тестирований узла EGR) - 0
37 - EGREP  - Exast gas recirculation variance count (кол-во изменений заслонки EGR) - 0
38 - MISCT  - Misfire total current count (общее кол-во пропусков зажигания) - 0
39 - MIS1   - Misfires current cylinder1 (кол-во пропусков для цилиндра 1) - 0
40 - 42     - то же, для цилиндров 2-4
43 - MISH1  - Misfire history cylinder 1 (кол-во пропусков для цилиндра 1 за всю историю) - 0
44 - 46     - то же для цилиндров 2-4
47 - RRS    - Rough road sensor (датчик плохой дороги :D) - 0.00% - в нашей комплектации отсутствует. Иначе бы зашкаливал :D
48 - CMPAC  - Camshaft position sensor active counter counts (счетчик ошибок работы датчика положения распредвала) - 3
49 - ECTS   - Engine coolant temperature at start up (fahrenheit) (температура двига при старте в градусах по фаренгейту) - 179.6 гр по фаренгейту
50 - ECTL   - Engine coolant tempertature sensor fahrenheit (текущая температура двига в градусах по фаренгейту) - 190.4 гр по фаренгейту
51 - FL     - Fuel level sensor percent (уровень топлива в баке) - 60.0%
52 - FLSV   - Fuel level sensor voltage (напряжение на датчике уровня топлива в баке) - 3.00В
53 - FTP    - Fuel tank pressure sensor inches of water (давление в топливном баке в дюймах водяного столба) - 0.000 - нет датчика
54 - FTPV   - Fuel tank pressure sensor voltage (напряжение на датчике давления в топливном баке) - 0,00 - нет датчика
55 - EVAPCP - Evaporative canister purge solenoid command percent (управление подавителем паров бенза - кажется, так) - 7.5 чего-то
56 - FPL    - Fuel pump relay (реле бензонасоса) - включено
57 - IG1V   - Ignition 1 Signal voltage (напряжение на линии зажигания) - 13.7В
58 - REFV   - 5 volt reference 1 voltage (напряжение на опорном источнике 5В) - 5.00В
59 - FANLO  - Fan speed low (Вентиллятор радиатора крутится на маленькой скорости) - да.
60 - FANHI  - Fan speed high (Вентиллятор радиатора крутится на большой скорости)  - нет.
61 - ACHPV  - Air condition high side pressure voltage (напряжение на датчике давления кондиционера - сторона высокого давления) - 2.12В - интересно, какому давлению соответствует?
62 - ACCR   - Air condition clutch request (запрос сцеппления муфты кондиционера) - да
63 - ACR    - Air condition relay command (управление реле кондиционера) - включено
64 - CASEA  - Case attempts to learn counts (ХЗ) - 0
65 - TDET   - Theft deterent is enabled (ХЗ) - нет
66 - ODOM   - odometer (какой-то одометр) - 2534 чего-то :)
67 - MIL    - Malfunction indicator lamp (Состояние индикатора Check Engine) - выключен

Мониторинг работы датчика кислорода:


Производственные тесты (ХЗ что и как тестируют):


логи:


В расшифровках по английски написаны расшифровки параметров из самой VE. Русский - мой вольный перевод :). Критика приветствуется.
В общем, видно, что мы можем прогой вычитать очень много. Из того, что может прочитать сканматик - я тут не нашел только длительность открытия форсунки.
Скорость обновления параметров - до 10 параметров в секунду. Просмотр каждого параметра нужно активировать нажав на кнопку Send.
Надеюсь, кому-то этот отчет пригодится :)
Компьютер в машине
Мой БЖ

Оффлайн Vanya66

  • Старожил
  • Люблю Україну!
  • Авто: другое
  • Город: Чернівці
Re: OBD ІІ и его возможности
« Ответ #17 : 04 Октября 2009, 00:19:37 »
Alex_S Зачет! Видно що постарався ! Респект!!!  bravo beer2
Кожний народ має право жити в своїй країні!!!

Оффлайн ШЕВАвео

  • Новичок
  • Леополіс
  • Авто: другое
Re: OBD ІІ и его возможности
« Ответ #18 : 05 Октября 2009, 10:11:26 »
Блін, а я купив в Оупен-систем кл-адаптер і користуюся програмкою daewoo. А тут супер програма
Життя іде і все без коректур. І час летить, не стишує галопу.

Оффлайн PuNoDe

  • Партнер клуба
  • Слава Україні! http://lentaua.org.ua
  • Авто: другое
  • Город: Київ, Київська Русь
Re: OBD ІІ и его возможности
« Ответ #19 : 09 Октября 2009, 13:14:31 »
Alex_S Cпс за скриновый отчёт :) И заскринть плз какие у тебя настройки стоят. может на выходных поколупаюсь в проге
Гинекология, урология, УЗИ, дерматология.  (044) 496-96-01 Киев ул. Леваневского 9 "Профимед"
Авеоводам -- 10% скидка -- подробнее в личку ;)

Оффлайн walez3

  • Пользователь
  • Авто: другое
  • Город: Украина Крым Алушта
Re: OBD ІІ и его возможности
« Ответ #20 : 10 Октября 2009, 13:23:03 »
PuNoDe Да я уже два дня с этой прогой мучаюсь,через "наш"адаптер,нифига не получается с авео состыковать,Подключал к VW черз прогу Ваг ком все читает кроме подушек безопасности.Калину прочитал через Сканматик,А авео не поддается!!!!Если нароешь плагины на авео,скинь ссылку плиз.....

Оффлайн _AZ_

  • Новичок
    • www.zealan.com.ua
  • Город: Харьков
Re: OBD ІІ и его возможности
« Ответ #21 : 10 Октября 2009, 14:44:17 »
Калину прочитал через Сканматик
Интересно, Сканматик вообще-то работает со своим адаптером.
И заскринть плз какие у тебя настройки стоят. может на выходных поколупаюсь в проге
Олег, с такими настройками должно работать

Оффлайн walez3

  • Пользователь
  • Авто: другое
  • Город: Украина Крым Алушта
Re: OBD ІІ и его возможности
« Ответ #22 : 10 Октября 2009, 22:42:12 »
_AZ_
У меня не работает,связь периодически пропадает и даже вин код не определяет,может это из за юсб удлинителей?у меня их аж 3 in от компа до машины,но почему тогда ваг ком читает без проблем?

Оффлайн Alex_S

  • Старожил
  • г. Одесса
    • CarPC
  • Авто: другое
  • Город: Одесса-мама
Re: OBD ІІ и его возможности
« Ответ #23 : 10 Октября 2009, 22:51:42 »
walez3
Скрины пока не получилось сделать - не было времени, чтобы все разворачивать. Но помнится, у меня пользуется не ISO9141, а KWP2000. Галочки стоят напротив обоих квп, а коннектится быстрым вариантом. Это, кстати, видно на последнем скрине, что я выложил, который с логами. Кроме того, точно известно, что наша машинка работает по протоколу KWP2000. Я пробовал ручками Slow инициализацию своей софтинкой - проходит.
Завтра или послезавтра постараюсь таки сделать скрины. Но ничего я там особого не настраивал. Почти все по умолчанию.
Компьютер в машине
Мой БЖ

Оффлайн DimaR_Universal

  • Пользователь
Re: OBD ІІ и его возможности
« Ответ #24 : 10 Октября 2009, 23:20:05 »
walez3 Возможно проблема в адаптере? Я тоже думал что у меня машина не читается. Огромное спасибо _AZ_, он меня в этом разубедил. Своими адаптерами он показал что у меня машина читается легко. Авео читается и обычными к-л-лайн адаптерами, и естественно ЕЛМ327 адаптерами.

Пока писал, ты уже написал дополнения. По своему опыту могу сказать - 1) критична длинна провода от адаптера до машины, первое время у меня были длинные провода, машина либо вообще не читалась, либо через раз. Укоротил провода примерно до 50-80 см от адаптера до машины - читается отлично. 2) С длинной провода от компа до адаптера тоже не стоит сильно играться, думаю что рекомендация не более 50 см будет вполне разумна. Тем более на ЮСБ есть ограничение на длинну, но к сожалению я его не помню, а искать в инете лениво. 3) Автомобили ВАГ по к-линии читают только движок, и при этом у меня сложилось впечатление что даже если их напрямую соединить с компом, то всё равно будут читаться :) Настолько уж у них к-линия железобетонная. Когда я пробовал свои адаптеры с длинными проводами, то Шкода друга читалась как родная, а мояя машина - никак.

В дальнейшем хочу установить в машину комп, но на данный момент 1) не хватает средств для приобретения тачскрина 2) не нашел программу которая смогла бы в более или менее полном объеме выполнять роль бортового компа. Больше всего меня интересует расход топлива, а это как я понял проблема в Авео.
« Последнее редактирование: 10 Октября 2009, 23:29:12 от DimaR_Universal »


!  Внимание! Размещение заведомо ложной информации (п.4.2(й) правил форума) будет наказываться в 2х кратном размере.