Столичные риэлторы снова "раскачивают" рынок жильяЖелающих относительно недорого, но в короткие сроки продать свою квартиру, они уговаривают поднять стоимость недвижимости. А клиентам, обращающимся в агентства с просьбой помочь подыскать приемлемый вариант, рассказывают, что покупательский спрос и цены неуклонно поползли вверх, поэтому с покупкой недвижимости стоит поспешить. Искусственный ажиотаж риэлторы умудрились создать даже в специализированных печатных и электронных СМИ.
Столичные риэлторы принялись в один голос твердить, что ценовое дно на рынке жилой недвижимости уже пройдено. <Последние недели стоимость квартир постоянно увеличивается, поскольку активность покупателей существенно выросла. Сейчас, к примеру, небольшую гостинку площадью 23 кв. м можно купить за $40 тыс., а полноценную однокомнатную квартиру на правом берегу Киева дешевле $60 тыс. уже не найдешь, - утверждают в одном из крупнейших столичных агентств недвижимости. - В ближайшее время снижения цен ожидать не стоит: в лучшем случае они стабилизируются, а в худшем - продолжат повышаться>. Действительно, проведенное <ДС> расследование показало, что недорогие предложения исчезли не только из баз данных крупнейших киевских агентств недвижимости, но и со страниц специализированных изданий и интернет-сайтов. Квартиры, за которые еще месяц назад просили около $40 тыс. и были готовы уменьшать цену в процессе торга, на сегодняшний день выставлены уже за $60 тыс. Подтвердили данную информацию и в компании Real Estate Solutions, исполнительный директор которой Андрей Борщ сообщил <ДС>, что найти апартаменты стоимостью $1 тыс. за кв. м и менее сейчас практически невозможно. <Подобные предложения фактически исчезли>, - отметил он.
Впрочем, анализ причин столь резкого изменения ситуации на рынке наводит на мысль о сговоре риэлторов. По крайней мере, их заверения об активизации покупательского спроса являются ложными. По словам ведущего аналитика компании SV Development Сергея Костецкого, количество сделок на рынке продолжает падать, т. к. число потенциальных покупателей со средствами на руках постоянно уменьшается, а большинство из них не могут похвастаться суммами, превышающими $30-40 тыс. <За последние же две недели число сделок вообще резко сократилось. Возможно, это связано с майскими праздниками или с ограниченным предложением недорогих квартир, на которые и приходилась львиная доля продаж>, - считает он. Причина исчезновения дешевого предложения выяснилась после того, как журналист <ДС> решил обратиться в одно из крупнейших столичных агентств недвижимости в качестве продавца, якобы желающего реализовать однокомнатную квартиру на Оболони площадью 35 кв. м в плачевном состоянии за $45 тыс. Выслушав собеседника, риэлтор заявил, что среднерыночная стоимость этой квартиры составляет не менее $60 тыс., и если ее выставить на продажу за указанную хозяином сумму, это только отпугнет покупателей. <Клиенты посчитают, что столкнулись с мошенниками. Если вы хотите привлечь покупателя, я советую незначительно снизить стоимость, но не более чем на $5 тыс.>, - подсказал риэлтор. Что же касается специализированных печатных и электронных СМИ, то, как оказалось, их также прямо или опосредованно контролируют продавцы недвижимости. К примеру, большую часть (около 80-90%) объявлений о реализации квартир в газете <Авизо> предоставляют все те же киевские агентства. А разместить объявление о продаже квартиры ниже определенного ценового уровня на ряде специализированных интернет-сайтов, по словам г-на Костецкого, просто невозможно. <Если продавец или его представитель пытается ввести в графу <стоимость> относительно невысокую сумму, электронная система отказывается регистрировать объявление и предлагает ее пересмотреть>, - говорит он.
По мнению независимых экспертов, главной целью консолидированных действий риэлторов является искусственное формирование ажиотажного спроса, который, как они считают, должен появиться после начала роста цен. Они не исключают, что недорогие предложения в ряде агентств решили спрятать под полу. Но вряд ли выбранная риэлторами тактика себя оправдает, т. к. количество продавцов, которым необходимо срочно продать свою недвижимость, будет только увеличиваться, и в конечном счете они потеряют доверие к риэлторам и начнут искать другие каналы реализации. <На мой взгляд, массово дешевые предложения появятся уже в конце июня-июля. В противном случае столичные агентства рискуют остаться без клиентов>, - прогнозирует Андрей Борщ.