Проехал на газу на Авео 63000. До недавнего времени пока фильтры менял сам даже не хлопало. Пару тысяч назад, заменили воздушный фильтр на ТО. Начало хлопать. Подключил вольтметр к Лямбда-Датчику (это такой газоанализатор, кто не знает) отрегулировал и снова не хлопает. Причина была в том что фильтр был со значительно меньшим сопротивлением. ГБО - 2-го поколения...
Уважаемый AlexH, Вы меня очень заинтересовали фильтрами-"нулевиками". Причем настолько, что пришлось полистать материалы на эту тему и поразмышлять изрядно. И теперь я хочу поделиться выводами, к которым пришел в итоге размышлений.
Покажем, как бездумное использование широко рекламируемых технических новинок может приводить к плачевным результатам. Имеются ввиду те самые "хлопки" - взрывы газовоздушной смеси во впускной магистрали инжекторного двигателя, оснащенного, как эжекторной системой газоподачи, так и газовым впрыском.
Речь пойдет о воздушных фильтрах с "нулевым сопротивлением", которые появились на рынке.
По размышлению вполне можно придти к выводу о том, что на двигатель, модернизированный под газ, "нулевик" ставить никак не стоит, поскольку газовоздушная смесь во впускной магистрали двигателя получится уже априори обедненной (в отсутствие сопротивления через воздушный фильтр пройдет больше воздуха), а там манипуляции с педалью газа, да еще что-нибудь, и - взрыв, поскольку именно обедненная газовоздушная смесь находится в тех концентрационных пределах воспламенения, что ее может поджечь даже источник с относительно небольшой энергией.
Схематично рассмотрим: как такое возможно?
Дело в том, что алгоритм контура управления инжекторным двигателем, реализованный в виде программы электронного блока управления (ЭБУ - бортовой компьютер), вкупе с данными, заложенными в его ПЗУ "(прошивкой" постоянного запоминающего устройства), при применении "нулевика" требует внесения изменений (перепрошивки) в ПЗУ. Дело в том, что информация с таких, например, датчиков, как датчик воздуха (абсолютного давления или расхода) и датчик положения дроссельной заслонки, информация с которых поступает в ЭБУ, сопряжена с параметрами впуска, "зашитыми" в ПЗУ, для штатного воздушного фильтра, которые не согласуются с новыми для ЭБУ параметрами воздушного фильтра с "нулевым" сопротивлением. Контур управления двигателем, при работе педалью "газа" и соответствующим изменением положения дроссельной заслонки, конечно же, отработает рассогласованность, однако сделает это не сразу, не мгновенно, все имеет свою конечную инерционность, а потому могут иметь место переходные процессы, при которых горючая (до цилиндра) топливо-воздушная смесь по своему качеству будет в той или иной степени обедненной. Что, как было показано, весьма опасно для инжекторных двигателей. Даже, если из-за малого количества горючей смеси в коллекторе при газовом впрыске ощутимого взрыва и не произойдет, то мощность двигателя пострадает существенно, т.к. горючая смесь во впускном коллекторе может до цилиндра и не дойти, она будет сожжена и могут появиться провалы в тяге. А если еще и форсунки текут, да еще что-нибудь, рассмотренное выше для инжекторного двигателя с газовым впрыском, то беды не миновать. Причем поиски причин этого определенно будут происходить не в тех направлениях, что нужно.
Это на инжекторных двигателях, оснащенных впрысковым ГБО.
Для инжекторных двигателей, оснащенных эжекторным ГБО "нулевик" еще более опасен, поскольку газо-воздушной смесью заполнены гораздо большие объемы впускной магистрали, и использование "нулевика" можно сравнить с подсосом воздуха, что априори делает горючую взрывоопасную смесь обедненной и более готовой воспламениться. Подача газа не будет поспевать за воздухом до тех пор, пока не придется регулировать редуктор и дозатор, применительно к новому воздушному фильтру-"нулевику", пропускающему больше воздуха. То же будет даже на ГБО 2-го поколения, где электро-механический (почему-то называемый электронным) дозатор хоть как-то, по сигналу с лямбда-зонда (датчик кислорода), отрабатывает поступление газа во впускную магистраль, стремясь привести горючую газовоздушную смесь к стехиометрическому соотношению.
И здесь опять в полный рост стоит пролема обязательной сертификации оборудования применительно к каждой конкретной модели автомашины. Да-да, в т.ч. и воздушных фильтров. Производителем автомобиля фильтры с нулевым сопротивлением не предусмотрены? Так нечего их и ставить. Тем более, что как оказалось, на газовых двигателях это не так уж и безопасно: возможны взрывы.
А вот и пример в доказательство: см. цитату в начале этого поста.
А теперь, как говорится, коль к слову пришлось, поговорим о том для чего нам может сгодиться эта техническая новинка, так ли она полезна с точки зрения чисто потребительских свойств?
Т.е. попробуем выяснить: для чего и кому нужны "нулевики"?
Сошлемся на материал, выложенный по адресу (URL):
http://forum.avto-guru.ru/index.php?showtopic=36: "Прирост мощности - до 5%. Конструкция и материал этого фильтра обеспечивают минимальное значение сопротивления воздуха, за счет чего достигается наличие максимальной воздушной массы во впускном коллекторе. При таком же положении дроссельной заслонки теперь в цилиндры попадает больше воздуха, и управляющее устройство пропорционально увеличивает подачу топлива. Таким образом, у большинства моторов возникает прибавка мощности и крутящего момента во всем диапазоне."
Здесь следует учитывать, что требуемая на данный момент от двигателя мощность определяется не количеством впрыскиваемой в цилиндр горючей смеси, это – лишь следствие, т.е. вторично. Первичным, т.е. первопричиной, здесь является требуемая в данный момент отдача от двигателя с учетом нагрузки на него, определяемая нуждами водителя. И если "при таком же положении дроссельной заслонки теперь в цилиндры попадает больше воздуха, и управляющее устройство пропорционально увеличивает подачу топлива", а в данных условиях этого не требуется, то водитель просто уменьшит через педаль акселлератора ("газа") степень открытия дроссельной заслонки, и вся недолга.
Таким образом обычному водителю заморачиваться со специфическим уходом за таким "вечным" воздушным фильтром нет ни какого резона. Пошел и купил новый, рекомендованный производителем на его авто, т.е. надлежаще сертифицированный.
Автоспортсменам, это – да. Они ездят на пределах мощности и крутящего момента двигателя, и им увеличение этих параметров хотя бы на йоту жизненно необходимо.