Обязательная автогражданка (ГО).

С начала 2008 года инспекторы ГАИ имеют право останавливать все автомобили, на которых отсутствует стикер, выданный страховой компанией. Наличие такого стикера на лобовом стекле говорит о наличии полиса гражданской ответственности.

Полис автогражданки обязует страховую компанию компенсировать ущерб, нанесенный автовладельцем третьим лицам при ДТП. Полис оформляется на владельца машины и водителей, которые имеют право управлять этим автомобилем. В полисе обязательно указывается автомобиль, то есть если у автовладельца несколько машин, то ему придется покупать такое же количество полисов.

Как работает автогражданка

В случае ДТП, в котором виновен владелец полиса ГО, он обязан вызвать ГАИ. Гаишник регистрирует происшествие. Владелец полиса в течение трех дней обязан сообщить своей страховой компании (СК) о страховом событии. Это можно сделать, позвонив в СК. Некоторые СК требуют от своих клиентов, чтобы те сообщали о происшествии с места ДТП. Это делается для того, чтобы аварийный комиссар мог приехать на место происшествия. Аварийные комиссары приезжают, как правило, только на крупные ДТП или на те, где вина страхователя не очевидна. Их задача – проверить корректность оформления схемы ДТП и предварительно оценить нанесенный страхователем ущерб. Задача аварийного комиссара – не допустить необъективного увеличения размеров выплаты. Аварийный комиссар работает на СК, и поэтому «договориться» пострадавшему о большей компенсации на месте вряд ли удастся. Откаты комиссары, как правило, не берут. Аварийный комиссар может неофициально предложить выкупить автомобиль, попавший в аварию, по цене небитой машины. Пострадавший должен решить, насколько ему выгодна такая комбинация.

Что нужно делать для получения выплаты

На месте аварии виновный должен дать пострадавшему адрес и телефон своей страховой компании. Также пострадавший должен взять у виновника ДТП номер полиса, имя и адрес. Позвонить в компанию и сообщить о ДТП может и виновный, и пострадавший. Чтобы компания начала процесс выплаты, виновный и пострадавший должны прийти в страховую компанию и написать заявление. Кроме заявления, компании следует предоставить копию паспорта, идентификационный код, водительское удостоверение, техпаспорт и справку из ГАИ. Также пострадавший должен предоставить свою машину для осмотра экспертом страховой компании. До оценки эксперта ремонтировать автомобиль нельзя, потому что компания не сможет оценить ущерб, а значит, откажет в выплате возмещения. Юридически СК имеет право осуществить выплату пострадавшему только после получения копии решения суда. Но некоторые СК, чтобы повысить лояльность клиента, соглашаются осуществить выплату до получения последнего документа. Это практикуется только в тех случаях, когда вина их клиента очевидна.

Где купить полис

Полисы ГО имеют право продавать только СК, члены Моторного (транспортного) страхового бюро, которые имеют лицензию на автогражданку. Сегодня их восемьдесят девять. Выбор страховой компании для покупки полиса ГО не имеет большого значения, потому что разбираться со страховщиком в спорных вопросах, например, по оценке ущерба, будет пострадавший. Клиенту СК в случае ДТП необходимо успеть в указанные сроки сообщить СК о происшествии, написать заявление и предоставить необходимый перечень документов (см. выше).

Цена автогражданки

Стоимость полиса определяется умножением базового платежа (291,49 грн.) на ряд коэффициентов, которые могут увеличить или уменьшить цену. Коэффициенты можно найти в Законе об автогражданке. Этим законом предусмотрены скидки для автовладельцев, которые пользовались автогражданкой год и более, но не попадали в ДТП. Эту скидку можно получить не только в компании, где автолюбитель уже страховался, но и в любой другой. Для этого ему необходимо к заявлению о страховании приложить справку из прежней СК о том, что в предыдущий период страхования он не попадал в ДТП. Если автовладелец не собирается менять СК, для оформления новой страховки ему достаточно только позвонить в СК и заявить о желании застраховать свою ответственность. Сотрудники страховщика подготовят все необходимые документы, а клиент в удобное для него время может подъехать, оплатить страховку и забрать полис. Вместе с полисом водитель получает стикер (знак застрахованности) на лобовое стекло. Если этого стикера нет, то сотрудник ГАИ имеет все основания остановить автомобиль и потребовать у водителя предъявить полис. За отсутствие полиса предусмотрен штраф в размере от 8,5 до 17 грн.